С черно-белой фотографии на нас смотрит молодая улыбающаяся женщина. Несмотря на то, что время внесло свои коррективы, Валентина Григорьевна Завадская и сейчас своим мироощущение совпадает с этой молодой женщиной с фото. Но кто может поверить в то, что 15 апреля она будет отмечать 70-летие?
Валентина Григорьевна, как Вы оказались в Светлогорске?
– Мне еще не было 20 лет, когда мы с мужем приехали сюда в 1968 году. Мы познакомились в России, там и поженились. Он радио по деревням проводил, а я, как приехала, устроилась на Светлогорскую ТЭЦ стрелочницей, а потом была дежурной третьего поста, отслеживала подачу торфа и угля.
Вы 35 лет проработали на СТЭЦ…
– После сложной операции год работала в управлении, перешла в строительный цех штукатуром. Так сложились обстоятельства, что троих детей поднимала одна, поэтому сама отучилась поздно. Работала и училась: училище, затем строительный техникум (строительное отделение в 34 года закончила), стала штукатуром-маляром 5-го разряда; потом поступила в институт (его я закончила с одной четверкой по пятибалльной системе). Как сейчас помню, при поступлении в техникум писала сочинение о Петре Первом, которое потом показывали детям, как образец… Вела общественную работу, была председателем цехкома, членом профкома, председателем культурной комиссии, председателем спортивной комиссии, участвовала в самодеятельности.
Как складывались Ваши отношения с людьми?
– Я благодарна очень работникам Светлогорской ТЭЦ, потому что они мне верили, и я, конечно, старалась их не подвести. Были такие сложные моменты, когда мне говорили, что меня уволят, потому что как член профкома я всегда стояла за рабочего человека… Я очень благодарна Инессе Викторовне Барбук, Ивану Андреевичу Мишкуру, Николаю Борисовичу Барбуку за поддержку и хорошее отношение: меня отправили на пенсию, так как будто отправляли начальника цеха, хотя я – обычный работник.
Но после выхода на пенсию Вы все равно остались, как говорят, на плаву?
– Сначала я была в Совете ветеранов, как секретарь – помогала. Потом, когда поменялся председатель, тайным голосованием я была избрана секретарем Совета ветеранов, Николай Борисович Барбук был выбран председателем. Год я была секретарем, а потом мы поехали на конференцию с ним делегатами. В то время я не знала, что я уже переведена заместителем председателя Совета ветеранов. И когда стали поименно вызывать, только тогда я узнала, что я – в новой должности. Это было неожиданно, но приятно. И я из Минска приехала заместителем председателя Совета ветеранов. Это было чуть больше 10 лет назад и по сегодняшний день мы ведем работу. Люди меня выбрали, люди мне поверили, и я не могу сидеть просто, носить чин. Люблю всех пенсионеров, но особенно дорожу теми, кто были первыми, которые начинали, которые отдали жизнь предприятию, которые по пояс в торфе ходили. Сегодня станция красивая, но начало было положено ими. Уважение дорогого стоит, когда прихожу на станцию, люди улыбаются, обращаются с вопросами, когда ухожу, директор открывает мне двери. Я ничего не прошу для себя, мне ничего не надо, я прошу для людей. А он никогда не сказал, что я занят, выслушает просьбы, по мере возможностей эти просьбы выполняет. Совет ветеранов, профком и администрация всегда работают в связке, потому и работа спорится. Поездки стараюсь организовывать бесплатные не потому что пенсионеры не могут заплатить, а потому что это подарок им, благодарность за их честный труд и нелегкую жизнь.
Как Вас на все хватает: трое детей, вы всех подняли, 9 внуков, 4 правнука, дети все успешные в жизни, «Тандем», ГЦК… У Вас в сутках 30 часов?
– 24 часа, как у всех. Если 24 часа разделить на людей, которых ты любишь, тогда тебя на всех хватит.
Как появился клуб «Вдохновение»?
– Наталья Викторовна Богданик была директором «Тандема», а я была в ДКЭ председателем культурной комиссии. Это был ответственный пост. Я собирала вечера по 140 человек – работников электростанции дважды в месяц. И люди шли. Шли, чтобы отдохнуть семьями. Я выступала перед ними и моя душа радовалась. У нас были свои ансамбли из работников, солисты, они выступали перед коллегами, а это такое счастье! Наталья Викторовна пригласила меня в «Тандем» артистом. Кого я только не играла: и жуков, и кротов, и обезьян… Ирина Петровна Ясенецкая была ее заместителем. Однажды они пригласили меня в кабинет и предложили собрать и возглавить клуб. Я приняла это предложение. Долго думала, но согласилась. Они мне очень помогали на первых порах, очень тактично направляли мои идеи и задумки в нужное русло. Теперь уже 12 лет я руковожу клубом самостоятельно. Занимаюсь с клубовцами-артистами, учимся петь, чтобы нести людям радость, они едут со мной по деревням, чтобы поддержать добрым словом и песней тех, кто кормит нас. Я хочу сказать, что все получится, если будешь любить людей. Сейчас мне в работе клуба «Вдохновение» очень помогает директор ЦД «Тандем» Янина Бульянкова. Она недавно руководит учреждением, но такая умница!
Скажите несколько слов о об увлечении театром…
– 16 лет тому назад после операции я долго не пела. Чтобы отстоять честь станции я съездила на конкурс и привезла первое место, но мне тогда еще нельзя было петь. И я уже шептала и не могла петь. В хор «Пой, душа!» (ГЦК) пришла работать тогда Валентина Федоровна Карабанова. Я ей объяснила свою проблему, на что она сказала: «Будем петь». Низкий ей поклон, огромного ей здоровья и ее семье. Благодаря ей я сегодня много пою, много говорю. Она помогла мне развить голос, она помогла снова запеть. Еще я ведущая актриса народного театра «Спадчына». Я получила областную грамоту, диплом первой степени областной, езжу на фестивали каждый год. Сыграла уже 9 спектаклей, роли серьезные. Со спектаклем «Сестры» (вместе с Александром Моором и Галиной Капецкой) мы привезли диплом первой степени и первое место по республике. Хотя роль Мани мне тяжело давалась, потому что она спокойная, забитая жизнью, а я другая, я намного эмоциональней персонажа. Я – мать и бабушка, и когда я играю роль мамы или бабушки, я знаю, как это правильно сделать, что мне сказать, мне это понятно. В спектакле «Беда от нежного сердца» где мы с Галиной Капецкой играем мамочек, которые хотят пристроить своих детей и по сценарию между собой бесконечно ругаемся, зрители верят этому настолько, что думают, что мы и в жизни враги. А в жизни – мы очень большие друзья. Я очень много выступаю с монологами, на утренниках, разных мероприятиях, но театр – это другое. Это совсем другое. Это жизнь человека, которого я играю на сцене, того героя которого я играю. А так играть меня научила Ада Яковлевна Кузьменкова. Я очень благодарна ей, ведь все, что у меня получается, получается благодаря ей. Она подбирает спектакли под актеров, потому что очень точно и тонко нас чувствует и знает. Поэтому у нас нет неудачных спектаклей и ролей.
Валентина Григорьевна, как Вы относитесь к тому, что Вам 70 лет?
– Я сама не верю, как-то… Растила детей, учила детей, сама училась, с людьми работала…. Годы пролетают, а это – только цифры в паспорте, а в душе мне кажется, что мне еще 60… Я люблю жизнь, я люблю людей. Я люблю культуру. Я люблю сцену. У меня еще много планов, которые я хочу осуществить.