Режиссер театра «Спадчына» Ада Яковлевна Кузьменкова

Светлогорску, небольшому провинциальному городку, повезло больше других белорусских городов: здесь всегда был и есть театр. Горожане знают и любят свою «Спадчыну», помнят каждый спектакль и с нетерпением ждут очередную премьеру.

Так уж повелось, в канун городских юбилеев вспоминать и чествовать первостроителей, а также тех, кто стоял у истоков городских традиций, кто своим самоотверженным трудом снискал ему славу, в том числе и на ниве культуры.

Я встретилась с режиссером «Спадчыны» Адой Яковлевной Кузьменковой, преданной театру, хрупкой со стальным стержнем внутри, интеллигентной, доброй и бесконечно талантливой женщиной. Первая фраза, произнесенная Адой Яковлевной в ответ на мою просьбу об интервью, прозвучала резко и решительно: «Его не будет. Я интервью не даю». А я, как великий Станиславский, сказала в сердцах: «Не верю!» Интервью в чистом виде действительно не получилось, но зато я с удовольствием слушала, забыв про время, монолог женщины-режиссера, положившей свою жизнь на алтарь искусства.

«Младенчество и детство пришлись на годы военного лихолетья. Жили в большом деревянном доме на 8 семей (этот дом сохранился в Паричах до сегодняшнего дня). Было голодно, холодно и огромная беда – одна на всех. Даже вспоминать не хочется. После войны родители построили свой собственный дом. Школьные годы пролетели незаметно. Любимым развлечением паричан, да и моим, были вечера в Доме культуры, где показывали кино. Во все глаза часами смотрела на экран и мечтала, мечтала… Однажды увидела фильм о балерине и буквально заболела идеей стать такой же, как главная героиня – легкой, воздушной, собирающей огромные залы зрителей. А пока… С отцом не пропускали ни одного радиоспектакля, благо в дом провели радио. Мама шила, а мы с папой внимали каждому слову артистов, а затем бурно обсуждали спектакль».

Активистку, комсомолку Паричский горком комсомола направляет на шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. В столице живет ее дядя, поэтому Ада воспользовалась возможностью побывать на этом масштабном празднике.Деревенская девочка была потрясена увиденным. Особенно впечатлил цирк, и вот уже «будущая воздушная гимнастка» подает документы на поступление в цирковое училище. «Подумаешь! 27 человек на место, я-то чем хуже?», – решила девушка и смело пошла на творческие испытания. Сегодня она сама не может объяснить, как решилась на такой шаг. Через призму прожитых лет она смотрит на себя, ту 17-летнюю девчонку, глазами членов приемной комиссии – маститых и именитых мастеров арены – и на лице невольно появляется улыбка.

«Немного полноватая, босая, в черном трикотажном купальнике выделываю фортеля: кручу сальто мортале, кульбиты, сажусь на шпагаты, которым меня никто и никогда не учил. Смешно, но ведь правда».

Правда, до экзаменов дело на дошло и Ада поехала домой. А дома ее ждал сюрприз: в Паричах гастролировал Бобруйский театр. Главный режиссер театра и его супруга снимали комнату у них в доме. После каждого спектакля, по вечерам, все домочадцы вместе с режиссером А.Аркадьевым обсуждали спектакль, причем, мнение каждого принималось во внимание. В один из вечеров режиссер неожиданно предложил Аде поступить на работу в театр. Отец был категорически против, он настоятельно требовал устраиваться на работу на кирпичный завод, чтобы иметь настоящую профессию. Но девушка уехала в Бобруйск. Ее назначили заведующей реквизиторским цехом театра и стали предлагать эпизодические роли. В 1959 г. для постановки спектакля «Егор Булычев» по пьесе М.Горького был приглашен заслуженный режиссер БССР Дмитрий Орлов. Аркадьев решил, что Аде надо показаться ему и для этого попросил ее принести чай Орлову. Впервые в жизни надев брюки, с трясущимися руками, она вошла в большой зал, где только что закончилась репетиция, предложила чай. Завязался непринужденный разговор. После продолжительной беседы Аде была предложена роль монашки. Театр много гастролировал по городам и весям. В спектакле А.Островского «На бойком месте» на выезде она сыграла свою первую главную роль, вместо заболевшей артистки. Все сомнения остались в прошлом и Ада поступила в Московский народный университет культуры на отделение художественного чтения.

«С концертом поехали в Мозырь. У меня случился приступ аппендицита. Операция прошла успешно, и в процессе выздоровления я поняла, что это мой шанс приблизиться к еще одной детской мечте – стать врачом-хирургом. Я упросила врача, чтобы мне разрешили присутствовать на операции. Вот здесь-то, в операционной, я и упала в самый настоящий, а не театральный обморок!»

В 1960 году сменила статус и девичью фамилию – стала женой, а в скором времени – и мамой. В 1962 году из-за возникших жилищных проблем вместе со своей семьей приехала к маме в Паричи. Устроилась на работу в Дом культуры руководителем театрального кружка. Когда дочери исполнилось 5 лет, они с мужем решили переехать в Светлогорск, который к тому времени отмечал свой 5-летний юбилей. Работала на заводе СЖБ в отделе ОТК, но главным направлением деятельности была организация художественной самодеятельности. Это была ее стихия: находить творческих людей, объединять, сплачивать единомышленников, репетировать и радовать зрителей своим талантом. Казалось бы, что мечта стать врачом давно канула в лету, и она о ней просто забыла и отступила перед боязнью лишаться чувств от вида медицинских манипуляций. Другой бы отступился, но не Ада. И она поступает в медицинское училище без отрыва от работы на вечернее отделение и спустя 3 года успешно заканчивает его. На мой вопрос, что может быть общего между профессиями актрисы и медсестры, Ада Яковлевна философски ответила: «Артист лечит человеческие души, врач – человека». Полученные знания пришлось реализовывать в детском саду №10. Работала воспитателем и параллельно занималась художественной самодеятельностью. «Заразила» театром всех сотрудников сада. В едином творческом порыве разучивали роли, репетировали, изготавливали декорации, шили костюмы и выпускали спектакли.

Вскоре поступило приглашение на работу в ДКЭ. Ада Яковлевна не только возглавила культурно-массовый отдел, но и стала экскурсоводом в краеведческом музее Дома культуры. Кроме того, в 1969 году поступила в Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской. Свои первые спектакли «Любовь к человеку» Л.Карасева и «Золушка» Г.Габбе она помнит в мельчайших подробностях. Помнит, как сама делала арку, а чтобы придать ей сказочный, сверкающий вид, била елочные игрушки и клеила блестящие осколки на арку и, заодно, на туфли для Золушки.

Спектакль «Звонок в пустую квартиру» по мотивам пьесы Д.Угрюмова стал для нее поистине судьбоносным. Его увидел директор ДКХ Владимир Громов. Спустя короткое время Владимир Григорьевич зашел в музей ДКЭ к Аде Яковлевне. Состоялась беседа, в ходе которой она и узнала о том, что спектакль его впечатлил и, поскольку, формировался творческий коллектив нового Дворца культуры химиков, ей поступило предложение возглавить театральный коллектив. Так, в 1973 году Ада Кузьменкова стала первым режиссером театра «Спадчына». 1975 год был богат на знаковые события: успешно закончен институт, выпущен дипломный спектакль «Трибунал» по пьесе А.Макаенка, коллективу театра присвоено звание «Народный». С 1977 года должность А.Я.Кузьменковой стала называться «режиссер-постановщик». При поддержке начальника отдела культуры Л.П.Бондаревой она стала первым режиссером-постановщиком всех значимых городских мероприятий, праздников, уличных шествий. Любимые всеми горожанами от мала до велика массовые праздники на главной площади Светлогорска – это ее идеи и достойное воплощение.

Аду Яковлевну Кузьменкову можно назвать новатором в культуре и счастливым человеком, ибо все задуманное она смогла реализовать.

«Очень мне нравилась передача «Утренняя звезда». И я решила, что в нашем городе есть дети – победители конкурсов художественной самодеятельности. Почему бы и нам не сделать нечто похожее на эту телевизионную программу? Первый городской фестиваль не заставил себя долго ждать. Сценаристом и первой его ведущей стала Людмила Горохова в тандеме с Александром Бородюковым, коммерческим директором Иваном Пекуриным. Конкурсантов готовила к выступлению Ирина Шульга. Правда, названия у фестиваля тогда еще не было, оно появилось чуть позже. Но главное – детский фестиваль «Провинция» по-настоящему любим и сегодня».

Хочется добавить, что любим также, как и театр «Спадчына». Новых премьер вам, Ада Яковлевна, творческих свершений, крепкого здоровья!