Римму Андреевну Иовлеву с полной уверенностью можно назвать первостроителем города. Приехав в Светлогорск в 1962 году, в котором прошла ее трудовая биография, родились и выросли дети, она состоялась как профессионал и руководитель. В преддверии 55-летия Светлогорска сотрудники районной центральной библиотеки встретились с Риммой Андреевной.
Римма Андреевна, откуда Вы родом, как попали в Светлогорск?
– Я родилась в Свердловске, но детство и школьные годы прошли в Курганской области. Отца в 1939 году забрали на финскую войну и мама, чтобы выжить с 4-мя детьми, переехала в деревню. Жили тяжело, с 7 лет я нянчила сестер, а уже в 14 лет в уборочную страду работала помощником комбайнера. После школы в 1955 году поступила в Уральский университет, но из-за отсутствия общежития пришлось перейти в Шадринский педагогический институт, где получила профессию учителя математики и физики и никогда об этом не пожалела. Свою трудовую биографию учителя начинала в Сосновской средней школе Ольховского района Курганской области, здесь же работала в вечерней школе. Да еще старшей пионервожатой школы была – в качестве общественной нагрузки. В школе проводила по 16 часов, по молодости как-то легко все это было, интересно. Наверное, мои организаторские способности тогда заметили, избрали в 1961 году секретарем Ольховского райкома комсомола. Сюда же была дислоцирована из Германии ракетная воинская часть. Секретарем комитета комсомола части был Вячеслав Петрович Чепик, мой будущий муж. Как-то пришел в райком, а мы с сотрудницами сами дрова рубим (отапливалось здание печью). Помог нам, потом захожу в свой кабинет, а там большими буквами через весь настенный календарь написано: «Я увезу тебя в Белоруссию!». Я посмеялась, забавным это мне показалось, вроде и не планировала, но парень оказался настойчивым, и уже 11 июня 1962 года стояли мы с ним на вокзале города Светлогорска.
Расскажите, каким Вам показался Светлогорск 1962 года?
– Ехала ведь в город… А на перрон вышли – кругом лес, видны деревянные дома деревни Шатилки и песок… Шли по лесу, в районе теперешнего Молодежного микрорайона и до сегодняшней Центральной площади – ни одного здания. Лишь вдалеке – 3 одиноких кирпичных дома, один из которых, как оказалось, – общежитие. Спрашиваю у мужа: «Куда ты меня привез? Где же город?». Вячеслав Петрович с уверенность сказал: «Город будет!», и , надо отдать ему должное, не подвел.
Как складывалась Ваша трудовая жизнь в Светлогорске?
– Работала учителем в СШ№3, вечерней школе, вела уроки математики в Светлогорском филиале Молодечненского политехнического техникума. Школы строились быстро, учителей в молодом городе катастрофически не хватало, на районе – тем более. Заведующий районо Павел Андреевич Соколовский уговорил еще взять преподавание физики в Ракшинской школе, где ситуация была совсем безвыходная. Жили в 9-метровой комнате вместе с тетей Вячеслава Петровича. Получили свое первое жилье только через два года. А после рождения старшего сына Иван Игнатьевич Горбаченко, директор техникума, предложил мне полностью перейти к ним преподавателем математики. По его же рекомендации в 1971 году вступила в партию. В 1973 году меня избрали депутатом городского Совета и в этом же году – заместителем председателя горисполкома. Председателем райисполкома был Михаил Ильич Митрахович.
К этому времени наши основные заводы уже выпускали свою продукцию, а что было построено в Светлогорске к 1973 году в плане социального строительства?
– Город за эти годы очень изменился. Построено было 5 школ, больничный городок, 10 садиков, поликлиника, магазины, гостиница, музыкальная школа, открыты 4 библиотеки, спортивная школа при Заводе искусственного волокна (теперь – ДЮСШ «Химик»), кинотеатр «Юность». В Светлогорске проживало уже более 40 тысяч человек.
Что характерно для строительства Светлогорска в 70-е годы?
– В эти годы в городе остро стояла проблема обеспечения жителей города жильем, ведь основная часть горожан приехала сюда на Всесоюзную комсомольскую стройку. Такого наплыва людей в город, который не имел на момент строительства промышленных объектов резерва жилья, наверное, во всей истории Беларуси не было. И хотя жилье строилось с самого начала строительства Василевичской ГРЭС, большая часть людей жила еще во временном жилье, бараках в районе старого аэродрома, в районе теперешнего 6 микрорайона, в поселке Строителей. Поэтому новостройки в микрорайонах Первомайский и Октябрьский в те годы – обычное явление. На момент начала моей работы в райисполкоме сдавалось сразу огромное количество квартир. Порой до 12 ночи вместе с Михаилом Ильичем распределяли жилье, ведь жилищного отдела тогда не было. Сегодня с открытой душой могу сказать, что ни один квадратный метр жилья не был отдан без основания. «Это жилье, – говорил Михаил Ильич, – здесь ошибку не признают». Проблем в городе хватало, в том числе и финансовых. Тогда на помощь приходили руководители. Сегодня хочется отдать должное директорам заводов и строительных организаций Светлогорска: Прокопенко Константину Федоровичу, директору Василевичской ГРЭС, Буткевичу Виталию Антоновичу, управляющему стройтрестом №20, позже – Тимохину Виктору Васильевичу, Шифферсу Виктору Борисовичу, директор завода ЖБИиК, Деменко Николаю Васильевичу, директору химзавода, Чижу Александру Ильичу, директору ЦКК, Глебову Василию Семеновичу, первому директору конторы глубокого бурения; ветерану труда, первому директору треста №20 Каяфюку Ивану Самойловичу. И этот список можно продолжать долго. Это люди, для которых проблемы города были также важны, как и свои, производственные.
Роль Михаила Ильича Митраховича в истории Светлогорска трудно переоценить. Он стоял у власти в самые ответственные годы строительства города. Наверное, это тот случай, когда с уверенностью можно сказать о важности роли лидера. Не так она и мала даже в сравнении с огромной исторической вехой – создании (именно «создании» – более точного слова о строительстве Светлогорска найти трудно) современного города. Римма Андреевна, как Вам работалось с ним?
– Это был ХОЗЯИН. Он знал о городе абсолютно все. Вникал во все проблемы строящихся объектов, коммуникации города, в технологические процессы, если это было необходимо. Коммунальное хозяйство знал досконально. Помню, в поселке Нефтяников при строительстве нового объекта несколько дней строители не могли найти коммуникации, которые уже были проведены раньше. Когда потеряли всякую надежду найти, решили, что их попросту здесь нет, позвонили Михаилу Ильичу. Он приехал, походил в задумчивости по улице, через несколько минут сказал: «Копайте здесь», и вопрос был решен… Вроде и пример, на первый взгляд, незначительный, но именно в знании жизни города до мелочей и была его сила… С большой благодарностью вспоминаю годы работы с ним. Он сам был чрезвычайно ответственным человеком и воспитывал это у своих подчиненных собственным примером. Рядом с ним невозможно было работать кое-как от «звонка до звонка». Атмосфера была такая, что не было для нас четкого рабочего времени и «чужих» проблем.
Римма Андреевна, в 1978 году Вас избирают 3-м секретарем Светлогорского райкома партии. Чем отличалась Ваша работа от предыдущей?
– Это партийная работа. Здесь была важна работа с людьми, кадровым составом. Отвечали за все, что делалось в районе. Это сельское хозяйство, промышленность, медицина, культура, образование. Очень часто с раннего утра была уже в колхозе: посевная, уборочная, выполнение сельскохозяйственных планов. Не выполняется план по молоку – еду к дояркам на утреннюю дойку, они со временем меня уже за свою принимали, делились проблемами, объясняли причины неудач, совместно потом с руководством искали пути решения проблем. А по вечерам – совещания, партийные собрания в колхозах, в рамках которых в те годы решались важные сельскохозяйственные вопросы, днем ведь все в деревне на полях и фермах. В общем, дома стала бывать еще меньше.
Женщине быть руководителем такого ранга крайне сложно. Ведь это работа в «жестком» режиме, где, порой, на семейные дела и проблемы времени не хватает. Кто помогал Вам, кто поддерживал Вас в семье?
– Очень благодарна своему мужу. Он понимал, какое место в жизни для меня имеет работа, и всячески поддерживал меня. Семья у меня мужская – росли 2 сына. Приходилось мне и ночью гладить моим мужчинам рубашки, готовить обеды. Мой муж 45 лет проработал на «Химволокно» начальником отдела труда и заработной платы, заместителем Генерального директора по экономике и управлению. У нас была договоренность не вмешиваться в рабочие дела друг друга. У каждого была своя работа, но единый дом.
На Ваш взгляд, какими качествами должна обладать женщина-руководитель? Есть ли у нее преимущество перед сильной половиной человечества?
– Конечно, любая женщина, будучи руководителем, должна обладать мужскими качествами – целеустремленностью, решительностью, твёрдостью характера. Но в тоже время, когда это необходимо, она использует неоспоримые «женские» преимущества – умение расположить к себе, умение слышать, умение сопереживать. А в конечном итоге использование этих качеств, порой, приводит к положительным результатам там, где, возможно, мужчина со своим напором и властностью потерпел бы поражение. Женщина по сути своей – созидатель…
Римма Андреевна, оглядываясь сегодня на пройденный Вами трудовой путь, о чем жалеете сегодня? Какие мечты не удалось воплотить в жизнь?
– До сих пор жалею, что так мало поработала учителем. Любила сам учебный процесс, вот это было «мое». Мало отдыхала, за всю жизнь только 2 раза была в санатории, любой отпуск использовала для поездки к родным на Урал, им необходима была моя помощь. Не успела посмотреть все памятные места Беларуси, хотелось увидеть озеро Байкал…
Говорят, что случайность возникает в точке пересечения необходимостей. Имея такую богатейшую трудовую биографию, причастность к строительству и становлению Светлогорска, можно с уверенностью сказать, что Вы были необходимы городу именно в таком статусе. Вас помнят и вспоминают добрым словом жители нашего города. Желаем Вам и Вашим близким доброго здоровья, пусть будет теплым и уютным каждый день прожитой жизни, будет молодой и по – комсомольски задорной душа, которую, к счастью, не изменило время…
Беседу вела Г.Захаренко, зам. директора РЦБС