Суд Заводского района оштрафовал на 10 базовых величин (230 рублей) минчан Дмитрия Науменко и Ивана Лисовца. Они развернули бело-красно-белый флаг во время выступления рок-группы «Крамбамбуля» на концерте в Минске 5 августа. Их задержали после концерта и составили протокол, обвинив в нецензурной брани в общественном месте. Дело рассматривала судья Елена Некрасова.
Перед началом суда Науменко рассказал журналистам, что сначала его отвезли в РУВД, затем в ЦИП и в ИВС на ул. Окрестина. По его словам, в ЦИП он делил помещение в 10 кв. метров с более чем 20 задержанными. В первый раз после задержания в субботу вечером его покормили в понедельник утром. Позже это подтвердил и второй задержанный.
В протоколе написали, что Науменко в состоянии алкогольного опьянения нецензурно выражался, приставал к прохожим, вел агрессивно себя и не реагировал на замечания. Сам Науменко все обвинения в суде опроверг, а заявил, что кричал он только песни «Крамбамбули» во время их исполнения, как и тысячи других зрителей.
— Мы уже собирались уходить. Метров за 50 до выхода к нам подошло двое сотрудников милиции в форме и один в гражданском и попросили проследовать за ними.
Науменко рассказал, что ему милиционеры устно сообщили причину задержания: он махал бело-красно-белым флагом. По словам молодого человека, флаг действительно был на концерте в толпе, он переходил из рук в руки, им махали примерно 15 человек.
Оперуполномоченный уголовного розыска Заводского РУВД Виктор Хоружий выступил свидетелем. Он рассказал, что был направлен в толпу следить за общественным порядком.
— Мы услышали нецензурную брань. Мы сразу не стали выводить человека, а после концерта мой напарник Моисеев подошел, представился и задержал его вместе с сотрудниками ОМОН.
Отвечая на вопросы судьи, Хоружий признал, что сотрудники милиции не делали Науменко замечаний и «агрессивного поведения, может, и не было, но была ненормативная лексика», а также, что задержанный «ни к кому не приставал».
— Почему вы тогда дали такие пояснения в рапорте, что он «оскорбительно приставал к гражданам»? — спросила судья.
— В рапорте я имел в виду, что словами приставал.
Оперативник также рассказал, что Науменко держал над собой «бело-красный» флаг.
Его напарник Александр Моисеев в суд не явился, потому что был в отгуле. Адвокат Вадим Мушинский попросил не продолжать процесс, потому что к Моисееву есть вопросы. Но судья решила, что его нет по уважительной причине и зачитала его объяснения, идентичные тому, что было написано в протоколе.
В заключительном слове адвокат Мушинский отметил, что допрошенный свидетель сам опроверг данные из протокола. Защитник также указал на нестыковки во временных отметках в протоколе — из него получается, что Науменко из стадиона «Трактор» попал в РУВД быстрее чем за 10 минут, а потом в одно и то же время давал показания в РУВД и проходил медицинское освидетельствование.
Тем не менее судья посчитала, что вина Науменко подтверждается собранными доказательствами и оштрафовала его на 10 базовых величин.
Второго задержанного Ивана Лисовца, судя по протоколу, к приставанию к людям уже не обвиняли. Остались только «вел себя агрессивно», «нецензурно выражался» и «размахивал руками». Лисовец отверг все эти обвинения.
Свидетель, Василий Свиридович, оперуполномоченный группы наркоконтроля и противодействия торговле людьми Заводского РУВД, рассказал, что Лисовец «выражался нецензурной бранью».
Отвечая на вопросы адвоката, Свиридович признал, что никто из присутствующих не жаловался и не возмущался поведением Лисовца.
Его коллега Евгений Котковец повторил фразу из протокола дословно, сказав, что Лисовец «размахивал руками, нецензурно выражался, чем выразил явное неуважение к обществу». Он, однако, не подтвердил, что Лисовец вел себя агрессивно. Позже он сказал, что под агрессивностью понимал его нецензурную брань.
Свиридович и Котковец разошлись в оценке своего расстояния до Лисовца, когда тот, по их словам, нецензурно выражался — Свиридович оценил дистанцию в два метра, Котковец — в 4−5 метров. Оба сказали, что могли отчетливо слышать нецензурные выражения, несмотря на громкую музыку.
Они по-разному оценили и время, в течение которого Лисовец якобы ругался матом: Свиридович сказал о пяти минутах, Котковец — о 15 минутах (позже в допросе говорил уже о 5−10 минутах).
Как и в предыдущем деле, судья Некрасова посчитала слова милиционеров убедительными и назначила Лисовцу штраф в 10 базовых величин.
Группа «Крамбамбуля» (солист — Лявон Вольский) стала хедлайнером фестиваля «Хмельнов fest» на площадке возле стадиона «Трактор» 5 июля. До этого в течение девяти лет этому коллективу не давали разрешения выступать в Минске.
Напомним, осенью прошлого года «Молодой фронт» собрал 10 тысяч подписей за придание бело-красно-белому флагу статуса историко-культурной ценности. Министерство культуры ответило, что предложение не содержит «документального обоснования и полной, достоверной и качественной фиксации графическими средствами элемента, которому предлагается придать статус историко-культурной ценности».