Уже больше недели Светлогорский завод беленой целлюлозы не работает. Обещания властей запустить в сентябре завод на 75% мощности не выполнены.
Китайцы собираются уезжать, говорят, отсутствуют финансирование, нет средств на химреагенты для постоянных пусков. Одна из проблем, по которой не удается получить на выходе именно беленую целлюлозу (без примеси желтизны) не решена. Естественно, стоимость некачественной целлюлозы раза в два ниже, а химреагентов расходуется в два, а то и в три раза больше. Для получения более качественной продукции получаемая беленая целлюлоза не годится, хотя на картон, бумаги пойдет. К тому же чем больше реагентов используется, тем тщательнее нужно очищать отходы производства, а очистные сооружения на такой объем не рассчитаны.
Теперь мы понимаем, откуда берется столько выбросов. Как сообщила первый заместитель министра окружающей среды Ия Малкина, «согласно проектной документации по объекту, которая ранее прошла государственную экологическую экспертизу, все смардные запахи» (метилмеркаптан и другие) должны были обезвреживаться без осуществления выбросов в атмосферу. В связи с этим проектом не были определены объемы выбросов метилмеркаптана и других подобных загрязняющих веществ, а также не планировалось осуществление аналитического контроля этих выбросов».
«Однако в процессе пусконаладочных работ выяснилось, что предприятием не всегда обеспечивается стабильный режим работы с реализацией проектных решений по обезвреживанию низкоконцентрированных «смрадных запахов».
Эти вредные вещества, мне кажется, вообще не обезвреживаются, а гуляют сами по себе: когда хотят, и где хотят. Хотя мы осуществляем мониторинг, и знаем, где и в каком месте на данный момент больше всего ощущается запах вредных веществ.
Почему так происходит? Мне кажется, концепция строительства данного объекта базировалась на трех китах: авось, небось и как-нибудь. Но такой вариант не прошел.
Что будет дальше – посмотрим.
Властям не удалось организовать пуск завода, зато наладили систему запугивания населения, запрета митингов, провели «обработку» трудовых коллективов; сколько средств затрачено на эти мероприятия – никому не известно. Но для реализации этих целей создана организованная группировка из чиновников идеологических отделов, в том числе и областного, сотрудников прокуратуры, РОВД. Например, «летучая группа» набрасывается на трудовой коллектив и просит просто потерпеть народу, вот потерпите – и все получится. Но никак не получается.
А главное, к этой группировке подключили судей, которые, например, отказываются вызывать свидетелей обвинения в суд (по моему ходатайству), считают, что это нормально. Власти говорят, протесты организует оппозиция, предпочитая не замечать, что сама власть оказалась в оппозиции ко всему народу.
Ситуация, конечно, неоднозначная. Но даже две цитаты из письма первого замминистра Минприроды доказывает нашу правоту, когда речь заходит о защите населения от вредных выбросов.
Сейчас встало очень много вопросов. На сколько месяцев уехали китайцы (первый раз уезжали на 5 месяцев)? Что будет с заводом в это время: законсервируют или будут исправлять недостатки и недоработки в строительстве? Не станет ли третий пробный пуск провальным, как и предыдущие два? А может такой завод вообще нельзя запускать? Кто виноват за всё, что происходит?
Завод должен был по утвержденному плану строительства начать работу еще в 2015 году. Если он простаивает три года, то это не завод, а памятник.
Анатолий Змитрович, руководитель инициативной группы граждан Светлогорска по контролю за строительством завода беленой целлюлозы