Протоиерей Владимир: Избавиться от греха поможет только искреннее покаяние

Эпоха сменяется эпохой. Меняются нравы, мода, пристрастия. Лишь одно остается неизменным — человек. Ездил ли он на верблюде или «Мерседесе», был ли одет в балахон кочевника или облачен в шикарный костюм от «Гучи», питался ли зажаренной у костра дичью или кушал порционного судака в «Грибоедове» — его внутренняя суть не меняется. Как и многие тысячи лет назад человека волнует любовь, восхищает героизм, ранит предательство, притягивает красота, печалит смерть… Неизменной остается и борьба Бога с сатаной. Место же этой борьбы — сердце человека. Есть люди, которые в силу определенных обстоятельств оказались в самом эпицентре этой брани. Они — ее истинные свидетели. Они больше всех подвержены искушениям. Эти люди — священники. С одним из них, настоятелем храма святых Петра и Павла, благочинным Светлогорского округа, митрофорным протоиереем отцом Владимиром наше интервью.

— Почему вы стали священником?

— В моей жизни так сложилось, что длительное время я работал в геологии и нефтепереработке. В свое время была возможность стать военным или заняться научной деятельностью. Но случилось иначе. В одной атеистической книге прочел, что человек в храме чувствует себя подавленно и угнетенно. Однажды я вошел в храм. И несмотря на то, что служба шла на непонятном церковно-славянском языке, я, воспитанник советской атеистической школы, ощутил странное, но весьма далекое от подавленности состояние. Это была смесь радости, спокойного осознания причастности к чему-то неизвестному, но настолько родному, чему доверяешь безо всякой попытки объяснения. Тогда я, конечно, был далек от понимания происходящего. Пути Господни неисповедимы. Однажды Господь сказал ученикам своим, что «не вы Меня избрали, а Я вас». Вот и у меня есть надежда, что был избран Господом.

— Где вам больше нравилось нести службу: в Паричах или сейчас в Светлогорске?

— Люди говорят, что на месте и камень обрастает. Мое служение началось в 90-е годы в Паричах со строительства храма. Было много трудностей. Но они сплотили людей, раскрыли их лучшие качества. Там возникла настоящая община, объединенная общей верой во Христа, и которую с полным правом можно назвать церковью. Я стоял некоторое время во главе этой общины. Те бабушки, с которыми мы начинали строить храм, уже давно умерли. В новый храм вошли их дети. Они стали там венчаться, исповедываться, мы крестили уже их детей, они пошли в воскресную школу. Я воочию видел возрастание духовной жизни. Все происходило на моих глазах, там я оставил кусочек своей души, поэтому естественно, что о паричском периоде служения вспоминаю с особой теплотой. В Светлогорске же ситуация немножко другая. Но думаю, что со временем все исправится. Ту миссию, которую возложил на меня Господь, я постараюсь исполнить и все свои таланты и силы направлю на благо людей, на помощь им в горести и радости.

— Какими внутренними качествами должен обладать священник?

— Прежде всего, священник должен быть христианином. При необходимости он должен душу свою положить за «овец своих». Не открою ничего нового, если скажу, что священник должен быть добрым, милосердным, смиренным. Самое главное его внутреннее качество — вера.

— Есть ли какой-то конкретный священник, который является для вас примером служения?

— Я успел застать старое духовенство, которое жило в советское время, и которому нужно было противостоять атеистическому государству со всеми вытекающими последствиями. Я ни в коем случае не хочу никого осуждать из современных священников и реально осознаю, что этот грех весьма скорый и легкий. Знаю, что нынешние священники в то время тоже бы с честью и смирением несли свой крест. Хочу лишь рассказать, что прежнему духовенству досталось больше других: нажим государства, разрушение монастырей и храмов, непонимание общества. Власти и законодательство запрещали любую деятельность вне храма. Как ни странно, батюшка, имея на руках указ правящего архиерея, не имел права нести службу в храме без разрешения райисполкома. Я ещё застал те времена и тоже получал такую справку. Тем не менее, священники прошлых поколений не оставили своего поприща и продолжали служить, помогая людям. Самое главное — они сохранили Церковь для нас. Поэтому то духовенство является для меня примером стойкости, смирения и мудрости. Благодаря ему многие люди, даже очень твердо стоявшие на позициях атеизма, пришли в Церковь.

— Бывает ли у священника отпуск?

— Может ли человек отдыхать от любимого дела? Может ли человек не думать о своей семье? Для священника Церковь и прихожане — его семья. Теоретически у священника может быть отпуск, но на практике — только по болезни. Можно чисто умозрительно представить себе такую картину: батюшка берет чемоданы и уезжает куда-нибудь на юг. Даже если такое случится, священник все равно не перестанет быть священником, ни на юге, ни в тюрьме он не примет порок и безобразие.

— Бывают ли в вашей жизни душевные кризисы, чем они вызываются, и как вы с ними боретесь?

— Увы, должен признать, бывают. Человек огорчается, когда плоды его труда, к примеру, на даче мизерные. Мне же не по себе, когда после обоюдных стараний человек не может выбраться из болота греха. Но такова наша доля. Я буду помогать тому же человеку вновь и вновь. Ведь когда-то же пришел в себя блудный сын, расточивший имение отца. У всех есть возможность раскаяния.

— Почему православные священники ходят в черной одеже?

— В черном облачении ходят только монахи. Остальным же священникам дозволяется носить облачение всех цветов.

— Искушает ли вас сатана?

— Безусловно. За мирянином один бес ходит, а за священником — семь. К сожалению, и у священников случаются падения. Это и есть воздействие темных сил. Если бы не Божья помощь и милость, люди бы не имели даже возможности бороться со своими страстями.

— Сколько раз можно прощать человека?

— Однажды апостол Павел спросил у Христа, сколько раз можно прощать, семь раз? А Господь ответил, что семьдесят раз по семь. Если человек оступается, нельзя его осуждать. Ибо Господь говорит, каким судом судишь, таким и осудишься. Если мы осуждаем наркомана, то будем судиться. Если осуждаем пьяницу, то, даже если ведем трезвый образ жизни, будем осуждены. Мы же не осуждаем слепого или увечного, не говорим ему, что ты тут ходишь и мешаешь нам. Почему же мы должны осуждать человека, имеющего духовную болезнь. А она пострашнее телесной.

— Не разочаровались ли вы в том, что стали священником?

— Нет.

— Что для вас самое главное в жизни?

— Спасти душу.

— С чего начинается путь к Богу?

— С покаяния.

— Что такое покаяние и зачем оно?

— Это осознание своих недостоинства и греховности. Если мы не видим своих грехов, это не значит, что мы безгрешны. Чтобы увидеть свои недостатки, нужно сравнивать себя не с худшими людьми, а с лучшими. Нечистота нашего сердца отдаляет нас от Бога.

— Если однажды наш читатель придет в церковь, вы его не прогоните?

— Нет. Церковь — не дом батюшки, где он хозяйничает. Церковь — это дом Божий. Двери храма открыты для каждого человека. Мы имеем надежду, что, придя в храм, он получит помощь и утешение.

— Если человек вдруг почувствует, что ему пора к Богу, что ему делать?

— Ни в коем случае не заглушать этот внутренний голос. Это голос совести, через который Господь призывает нас ко спасению.

— Нужно ли христианину знать Библию или Евангелие «назубок»?

— Очень хорошо, если христианин стремится досконально знать Библию. Это прекрасно и достойно всякой похвалы. Но дело в том, что Библию можно изучать всю жизнь и лишь на малую толику приблизиться к океану сокрытого в ней откровения. Иногда мне кажется, что человеческий разум не в состоянии до конца осознать, о чем хотел сказать Бог. Иисус разговаривал с народом притчами. Причем, притчами, которые были понятны еврейскому народу. Иисус приводил обыкновенные бытовые примеры, но они имеют такую глубину познания, что, даже имея духовное образование, убеждаюсь — все гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Я думаю, что те люди, которые имеют постоянный долгий навык чтения Евангелия, со мной согласятся. Поэтому скажу, что «знать Библию назубок» мало. Нужно попытаться почувствовать каждую ее фразу, каждое слово сердцем.

— Как объяснить неверующему, что творец мира — Бог?

— Пусть оглянется вокруг, посмотрит на природу и себя, заглянет в свои чувства. Наш мир устроен настолько сложно, что случайно он возникнуть никак не мог. Еще в восьмидесятые годы советские ученые выяснили, что если бы наш мир развивался путем эволюции, то сейчас мы бы достигли всего лишь уровня развития клетки.

— Как вы относитесь к информации о «печати антихриста»?

— Во все времена существования Церкви люди ожидали пришествия антихриста и находили признаки. В наше время, к сожалению, садомские грехи становятся обычным явлением. Но если человек верующий и живет по заповедям Божьим, он может избежать печальной участи. В Евангелии сказано, что никто не знает, когда наступит конец света, даже ангелы небесные. Поэтому, все же, человеку лучше обращать внимание на свою жизнь. Ведь когда наступит конец света, мы не знаем, а смерть с нами может произойти в любой момент. И если нераскаянная душа пойдет к Господу, то можно сказать, что конец света для нее уже наступил. Самое главное, что грехи нераскаянного человека сохраняются и на будущих поколениях.

— Что радует и огорчает вас в жизни?

— Иногда меня приглашают в школу поговорить с детьми. Меня радует и обнадеживает то, что многие из них говорят, что алкоголь и наркотики им не интересны. Все же Бог, наверное, будет еще этот мир терпеть.

Огорчает меня то, что употребление алкоголя среди взрослого населения достигло чрезмерных размеров. Когда-то давно человек жил в Раю, общался с Богом и был безмерно счастлив. Однажды быв изгнан из Рая при помощи сатаны, человек на протяжении тысячелетий интуитивно пытается найти заменитель радости общения с Богом. Алкалоиды и наркотические вещества сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. В определенных пропорциях и обстоятельствах они служат даже благому делу, как, например, для анестезии. Таких случаев была масса во время Великой Отечественной войны, когда человеку нужно было удалить гангренозный член, но без анестезии он умер бы от болевого шока. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, как в начале времен, так и теперь, связано с происками врага рода человеческого.

— Что должен делать человек, чтобы мир не исчез?

— Наш мир — это огромный корабль, плывущий по волнам истории. На этом корабле есть руководители, определяющие курс движения, исполнители их воли, выполняющие те или иные маневры в соответствии с заданным курсом, пассажиры, которых куда-то везут. Что делает обычная команда и пассажиры, когда корабль начинает тонуть? Бросаются его спасать, иначе неизбежная гибель ожидает всех. Сегодня мы должны оставить разногласия и перестать раскачивать наш корабль. Для этого необходимо понять, что безгрешных людей нет. Кто-то не совершает дурных поступков, но имеет дурные помыслы, обсуждает и осуждает соседей, чему-то завидует или живет в вечном унынии, а это все отдаляет нас от Творца. Избавиться же от греха поможет только искреннее покаяние. Во времена Иисуса на берег Иордана вышел пророк, который сказал людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Это был Иоанн Креститель. Его слова сегодня актуальны как никогда.