Рабочая династия Баклаженко

Из многотысячной армии тружеников комбината, которые вносят достойный вклад в развитие производства бумажной продукции, руководство акционерного общества особой строкой выделяет рабочие династии. Их на предприятии более сорока: Фицнеры, Торянские и другие. Династия Баклаженко также в списке лучших производственников. Сам Георгий Баклаженко, жена Мария Петровна, сын Степан, дочь Наталья. расскажем о каждом из них отдельно.

В Макеевку – за профессией

Возле Донецка на Украине есть такой южный город, в 70-80 километрах от Азовского моря. Пожалуй, школьник Давыдовской СШ Георгий вряд предполагал, что именно тут получит путевку в самостоятельную жизнь. Он помнит все: ноябрь далекого 1966-го, когда в класс во время урока «вкатился» довольно юркий, габаритный человек (позднее прозванный уже в училище, то ли в шутку или всерьез, «Шариком»). И действительно, он скорее походил на «колобка»: кругленький весь и краснощекий, с лисьим лицом и маленькими глазками ... Ненавязчиво стал предлагать поехать учиться на столяров-плотников, штукатуров-маляров, каменщиков в ПТУ Макеевки.

– Проезд, учеба, обмундирование, пропитание в училище бесплатное. Все есть условия для занятия физкультурой и спортом, повышения общеобразовательного уровеня. Приду завтра, коль в классе есть добровольцы поехать за профессией в наш город, пожалуйста, – заключил вербовщик. Добавил посоветоваться с родителями.

Оказалось, в Макеевском училище строителей в том году возникла проблема с набором учащихся. Гонцы кинулись во все концы бывшего Союза искать для учебы народ. Так вербовщик оказался в районе. Многих родителей, в том числе и Баклаженко, польстило хорошее государственное обеспечение.

…Зима началась рано. Мело со всех концов белого света. Вербовщик, протаптывал тропинку в снегу. Все пытался укрыть от стужи маленький нос. Почему–то он, маленький, все время вылезал из-под воротника подношенного осеннего пальто. Поправляя ворот, останавливался. Осматривал пристально, медленно идущую в след колонну. Вероятно, осознавал ответственность за подростков, которых вел на железнодорожный полустанок «Останковичи» к пассажирскому поезду «Минск-Донецк». В этой колонне, из девятнадцати человек, находился и шестнадцатилетний Жора. Он ехал учиться на столяра-плотника.

Выбор семья одобрила

Отец Жоры, Степан Яковлевич, слыл в округе мастеровитым краснодеревщиком. Хорошо работал в стройбригаде местного хозяйства. Из-под его умелых рук выходили добротные столярные изделия: стулья, табуреты, столы, филенчатые двери. В свободное от основного производства время возился на своем подворье с заказами земляков. Мастерство Степана ценила руководство сельхозпредприятия и простой люд.

– Не гоню, сын, тебя из хаты. Выбор сделал правильный. Вот отучишься, и займешь мое место. Помогал же мне с деревом, и сейчас можешь неплохо работать. Благославляю, – на прощание сказал.

Дорога неизвестная и неблизкая. Всплакнула мать Анна Ивановна с обычным житейским: «Ты ж там гляди, не подведи, не перечь старшим, коли что не так. Ведь чужбина…».

Мария Ивашина

Эта девичья фамилия жены Георгия Степановича Баклаженко. А встретился он с ней после окончания профтехучилища в Макеевке, где прекрасно работал по своей специальности столяра-плотника. Потянуло в родные места. Собственно, обязательная отработка в Донбассе Георгия уже не сдерживала. Приехал в Светлогорск. Определился на работу в первый крутильный цех завода искусственного волокна. В то время по специальности устроиться было сложно. Пришлось Георгию довольствоваться предложением трудоустроиться машинистом электрокар. Вот и доставлял шпули с кордной нитью в смежный ткацкий. А тут приглядел молоденькую, порядочную и работящую ткачиху Марию. Она такому же простому деревенскому юноше пришлась по душе.

– Встречаться стали. Заочно училась в индустриальном техникуме. Контрольные, курсовые, работа на производстве, помощь родителям по хозяйству, которые жили в собственном доме на улице Привокзальная, отнимали много времени. Однако, от свиданий с Георгием не отказывалась. Вскоре сплотили судьбы и стали жить у моих родителей. Тесновато, когда начали рождаться дети – вначале Наташа, затем – Степан. Сообща, не спорю, жить хорошо. С другой стороны, хотелось иметь свое жилье. И мы его получили после того, как начали с Жорой работать на целлюлозном комбинате. Он заводом тогда еще назывался. Перешли, считайте, вместе: он – столяром в ремонтно-строительный цех, а я – рабочей в кислотно-варочный. Судьбоносные нюансы расписали жизнь таким образом, что вскоре меня определили специалистом по кадрам предприятия, а муж так и остался работать в РСЦ. Более 34 лет верен этому производству, – рассказывает о жизненном пути Мария Петровна.

Доска Почета ОАО «СЦКК»

На ней, безусловно, портреты лучших тружеников коллектива. Среди них узнаваем бригадир столяров Баклаженко Георгий Степанович. Прежде всего, он лучший производственник не потому, что попал на градообразующее предприятие, которое решает глобальные проблемы развития экономики региона и республики, а по той части, что не предал идеалы избранной когда-то, возможно с наивной легкостью, профессии. Такой пример: из тех девятнадцати безусых белорусских юношей, которые в 1966-м шли следом за вербовщиком приобретать навыки квалифицированных специалистов в Макеевке, остались верны профессии столяров-плотников всего-навсего три человека. Несмотря на солидный возраст, Г.С. Баклаженко продолжает радовать руководство комбината добротной и квалифицированной работой. Для него нет отказа, типа, не могу, не сделаю… Все он может и вместе с бригадой все он делает. В его лексиконе, если дело касается производства, да и не только, отсутствуют слова «не могу», «посмотрим»…

Степан

Сын Баклаженков Степан – весьма приятная личность в общении. Да и на работе его хвалят, дескать, способный механик производства гофротары, умеет ладить с людьми, принципиален и общителен. Сразу же после окончания средней школы №5 он начал работать на предприятии в качестве слесаря. Руководство участка ремонта и монтажа оборудования заметило работоспособность паренька. После года поступило предложение поехать повышать навыки. Степан не был против, тем более, предприятие выдавало соответствующее направление и оплачивало учебу. Так он оказался в числе студентов Санкт-Петербургского университета растительных полимеров. Для него и родителей пять лет учебы пролетели незаметно. Всего ждали Георгий и Мария, но только не скоротечную женитьбу сына. А тот взял, да приехал с Анастасией, которая училась в том же университете на смежном факультете. Сыграли свадьбу. Безусловно, сын вновь вернулся на комбинат, но уже в новой для себя должности – механика основного производства предприятия. Нашлось место экономиста и жене на этом же производстве гофротары. Так что делят вместе житейские и производственные заботы.

– Родители мои умерли. Не хотелось покидать без присмотра собственный дом. С Жорой в него перебрались. А наша квартира осталась за Степаном. Строить сыну с невесткой свое жилье дорого. На нашем месте таким образом поступил бы каждый, болеющий за судьбу детей родитель, – уверена Мария Петровна.

Дочь и зять

Наташа после окончания профтехучилища стала работать на комбинате лаборанткой химического анализа центральной производственной лаборатории. Как свидетельствуют многие, вполне справляется с возложенными обязанностями. Зять Евгений Драпеза – слесарь кислотно-варочного цеха.

– Хороший работник, активный участник культурно-массовых мероприятий, – так на бумажном предприятии отзываются о Драпезе.

Тесть и теща о нем также хорошего мнения.

Жить надо, пока ты нужен

Если рабочей династии собрать все вместе поощрения, Почетные грамоты, благодарности, вряд ли хватит места в солидном багаже. Многие мероприятия, как, скажем, посвящение молодых в рабочие, не обходятся без участия Баклаженко. Они всегда находят теплые слова напутствия, тем, кто решил связать трудовую жизнь с производством комбината.

– Но большую часть свободного от основной работы времени проводим на усадьбе, – рассказывает Георгий Степанович.

Например он, в привычной манере профи уверенно завершает реконструкцию хозяйственных и жилых построек на Привокзальной. И огород есть, и огурчики, помидоры и фрукты. Все свое, домашнее, выращенное собственными руками. Трое внуков: две девочки у Наташи, да Никитка – сына сын, частенько наезжают и на грядки, мол, что выросло, а можно ли сорвать? Интересно дедушке и бабушке с ребятишками.

–Жить надо, пока кому-то нужен, – уверен хозяин.

...В этот день к родителем приехали дети: Степан с женой Анастасией, дочь Наташа. Не все собрались. Лето… Внуки на каникулах, а зять на рыбалку в выходной ушел. Даже не в полном составе такому посещению родители рады…