Прокурор Светлогорского района Владимир Тарасенко

Сегодня в гостях у «СН» человек, которого в городе и районе многие знают. Он ответственный руководитель, профессионал своего дела. А когда вслух называешь его должность, то у некоторых по спине пробегает холодок. По крайней мере, встретиться с ним «по разные стороны баррикад» не хотелось бы никому. Но рабочий день заканчивается, он снимает форму и становится человеком, о котором мы совершенно ничего не знаем. Поэтому накануне Дня работников прокуратуры мы решили поближе с ним познакомиться, и через 20 вопросов узнать: что он за человек, прокурор Светлогорского района Владимир Тарасенко.

– Владимир Анатольевич, как становятся прокурорами? Почему Вы выбрали именно эту профессию?

– Если честно, в детстве хотел быть военным. Эта профессия всегда ассоциировалась у меня с дисциплиной, порядком, мужественностью. Даже поступал в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище. Но жизнь распорядилась так, что из училища я забрал документы, пошел в армию. Отслужил, а после подал документы в Нижегородскую Высшую школу милиции. Время как раз выпало на 90-е, развал Союза, так что школу милиции я заканчивал уже в Минске. Потом по распределению попал в Мозырский РОВД, год отработал следователем. А после вернулся домой, и уже в прокуратуре Лельцичкого района работал следователем 8 лет. Потом в Петриковском районе год – заместителем прокурора. А после этого в 2003 году был назначен прокурором Лельчицкого района. В должности прокурора Светлогорского района я с 1 декабря 2009 года.

– Такой философский вопрос: как Вы думаете: откуда в человеке зло?

– В основном, из-за среды, в которой находится, живет человек. Не зря говорят: что человек слушает, смотрит, с кем общается – то его и формирует. Посмотрите, сколько у нас на сегодняшний день кинофильмов, которые, не побоюсь сказать, внушают стиль поведения: можно проще жить, не разграничивая понятия «добро» и «зло». Возьмите хотя бы фильм «Бригада», который романтизирует образ бандитов. А молодежь это с удовольствием смотрит, некоторые даже копируют подобное поведение. Или возьмите среду в Светлогорске в 80-90-е годы, когда у молодых людей считалось модным потреблять наркотики. Мне рассказывали, что если ты не интересовался наркотиками, с тобой в определенных кругах даже не хотели общаться. Я считаю, что нужно вовлекать человека в общественно-полезные дела. Чтобы он участвовал в уборочной, посевной, каких-то мероприятиях, интересовался окружающей жизнью. Когда человек занят полезными делами, и не страдает от безделья, тогда и мысли дурные в голову не полезут.

– Вы строгий руководитель или лояльный?

– Вы знаете, я люблю людей. Мне всегда человека жалко, даже когда приводят на арест подозреваемого за тяжкое преступление. Я обязательно с ним побеседую, чтобы выяснить, почему он встал на преступный путь, как так получилось, в чем причины. Даже избирая меру пресечения, внутренне я сочувствую человеку. Ведь он появился на свет не для того, чтобы совершать противоправные действия, а для каких-то полезных дел… Там, где нужно проявить строгость, я строгий руководитель. Там, где нужна лояльность, я лояльный.

– Ваш будничный день начинается с…

– С половины седьмого утра. Семья у меня большая, у нас трое детей. Вместе с женой собираем кого в школу, кого в детсад. И к 8 часам я уже на работе, несмотря на то, что официально рабочий день прокуратуры начинается с 9.00. За 15 минут до фактического начала работы все сотрудники прокуратуры собираются на планерку, и ровно в 9.00 расходятся непосредственно по своей работе: кто в суд, кто на предприятия, кто собирать необходимую информацию и т.д. А заканчивается мой рабочий день тоже к 8 часам, только вечера. Работы очень много, и за отведенные 8 часов всю ее практически невозможно сделать.

– Работа прокурора, что скрывать, сложная и нервная. Как Вы боретесь со стрессами?

– По-разному. Иногда приходишь домой и для того, чтобы успокоиться, отвлекаешься на какие-то детские заботы, проводишь время с детьми. Иногда переключаешься на какие-то домашние дела. Но утром встаешь, и пока собираешься на работу, опять начинаешь про нее думать.

– Приходилось ли в жизни рисковать? Чем?

– Коня на скаку останавливать не доводилось, в горящую избу входить – тоже. Но по работе приходилось. Юриспруденция, по большому счету, сфера деятельности, где риск присутствует всегда. Очень редко человек сам сознается в преступлении, чаще необходимо по крупицам собирать доказательства, проводить какие-то следственные действия, чтобы доказать его вину. Так что в этом плане приходится и рисковать.– Вы испытывали сильный страх? Когда?

– Дело в том, что сотрудникам прокуратуры по долгу службы приходится выезжать на тяжкие преступления и чрезвычайные происшествия с гибелью людей. И то, что в обычном человеке вызывает страх, у нас не затрагивает эмоций. Годы работы вырабатывают хладнокровие, и мы чисто профессионально подходим к любому происшествию – как к факту, который случился. Так что сильный страх мне не доводилось испытывать.

– Что можете простить человеку, а что нет?

– Простить человеку можно ошибку, заблуждение какое-то. И нельзя человеку простить подлость. Думаю, этим все сказано.

– У вас в Светлогорске появились новые друзья? Вы с ними пошли бы в разведку?

– Здесь появились новые друзья, замечательные люди. И старые друзья тоже остались. Они очень хорошие люди, всегда подставят плечо в трудную минуту. А главное, никогда не задают вопросов по профессиональной деятельности. Мы дружим не из-за должностей, а по широте души. Так что с такими друзьями я, конечно, пошел бы в разведку.

– Что больше всего цените в мужчине, а что – в женщине?

– В мужчине – мужество, силу, доброту и, самое главное, чтобы он во всех ситуациях оставался мужчиной. А в женщине – красоту, доброту, нежность, ласку и способность правильно воспринимать ситуацию, в которой реально находишься. А вообще, женщина – это вторая половинка мужчины. И вместе они должны дополнять друг друга.

– Вы счастливый семьянин?

– Да, я счастливый семьянин. У меня большая семья: жена, трое детей: двое сыновей и дочка. Я очень их люблю, и они меня тоже. С женой познакомились еще в Минске, когда я учился в школе милиции. Однажды перед летними каникулами девушка на лестнице остановила меня и попросила, чтобы в своей комнате я оставил на месяц ее телевизор, так как ей нужно было уезжать. Я перенес телевизор. Но когда за ним никто не пришел через месяц и два, и через полгода, решил сам найти девушку и спросить: почему не забирают телевизор. Так мы и познакомились. Общались 2 года. И после окончаниея школы милиции поженились.

– Жене в домашних делах помогаете? Каких?

– Помогаю, и во всех делах. На выходные, пока жена и дети спят, я готовлю им вкусный завтрак. И посуду помыть для меня не проблема. Но, если честно, у нас график составлен по мытью посуды: один сын моет, например, после завтрака, другой – после ужина. Дочка пока маленькая, ей будет 5 лет, потому в домашних делах участия не принимает.

– У Вас двое парней, старшему уже 16 лет. Проблему «отцов и детей» ощущаете?

– Я вообще благодарен судьбе, что у нас в семье есть понимание друг друга. Парни мои молодцы, они отличают добро и зло, потому проблем в общении у нас не существует. Они знают, что после 22.00 нужно находиться дома, в семье. А еще мне нравится в них такая черта, как честность. Помню, когда старшему Толе было 3 года, он с детьми играл на улице, и случайно ребята разбили соседям окно. Он пришел и сам признался, что виноват. Конечно, мы исправили ошибку – стекло соседям вставили, но такая честность меня подкупила.

– Ваши дети еще не выбрали себе профессию? По крайней мере, старший Анатолий уже говорил, кем хочет быть?

– Уже были такие разговоры, что он пойдет по стопам отца и поступит в школу милиции. Посмотрим, ему еще год учиться.

– Ваш выходной день проводите…

– В семье. Если получается, то выезжаем к родственникам: моим или жены. Наши родители уже в возрасте, им необходима и наша помощь, и наше внимание. Бывает, что с друзьями.

– Вы боитесь пенсии? Что будете тогда делать?

– Мы, работники прокуратуры, как и все обычные люди, работаем до 60 лет, так что про пенсию еще рано думать. Хотя время в последние годы летит, не успеваешь замечать, куда оно девается. 24 часов в сутки явно не хватает.

– Какой день в жизни особенно Вам запомнился?

– Каждый день в жизни чем-то знаменателен, чем-то запоминается. Даже это интервью с вами сегодня я запомню.

– Как предпочитаете отдыхать? Активно или пассивно с пультом от телевизора?

– Если честно, я не любитель телевидения, да и времени на просмотр фильмов и сериалов у меня нет. Если выдается хорошая погода, мы с семьей и друзьями выезжаем на природу, готовим уху, шашлыки. У меня 11 крестников, так что компания веселая. Но иногда бывают моменты, когда хочется побыть одному, взять в руки хорошую книгу и углубиться в чтение.

– Как Вы познакомились с «СН»? Первое впечатление о газете и мнение сегодня?

– Впервые познакомился с «СН», когда меня представляли при вступлении в должность. Хочу сказать, что мы выписываем газету на прокуратуру, а также моя семья является вашим постоянным подписчиком. Вообще, если бы не было газеты, мы бы не знали, что происходит в городе и районе. Дело в том, что мы, как сотрудники прокуратуры, в курсе определенной информации – криминальной, о правонарушениях, а вот о культурных мероприятиях, спортивных, в сфере образования и других узнаем из «районки». Вот с удовольствием прочли и посмотрели фотографии с выпускного вечера, который проходил на Центральной площади.

– Какой вопрос хотели бы задать себе и Ваш ответ?

– Я думаю, сегодня у многих сотрудников правоохранительных органов встает вопрос: что нужно сделать, чтобы люди перестали творить зло? Сегодня очень многое делается различными службами и структурами для профилактики правонарушений и преступлений, но полностью злые умыслы искоренить не удается. Как ответить на этот вопрос? Не знаю. Думаю, нам придется отвечать не словами, а своими делами.