23 декабря 2011 года судебная коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Светлогорске уголовное дело по обвинению Виктора Борисова, 1967 года рождения, уроженца г. Светлогорска, в умышленном убийстве.
Несмотря на большое количество свидетелей событий того вечера, вероятно никто и никогда не узнает, в какой момент они обрели необратимый характер, увлекая участников драмы к трагической развязке.
По свидетельству очевидцев, около 23 часов в баре «Полесье» за одним из столиков сидел В. Борисов, который был нетрезв. Конфликтов не было. Через некоторое время, когда посетители вышли покурить на улицу, они увидели красную автомашину, рядом стоял водитель, к которому подходили люди. Женщина кричала, что сбили человека и нужно вызвать милицию. Водитель, напуганный произошедшим, просил не вызывать ГАИ, так как потерпевший скрылся. По его словам, мужчина выскочил из-за стоящего автомобиля на дорогу, упал на капот автомашины, выронил бутылку с водкой, которая упала и разбилась, и сразу убежал.
В. Борисов, подойдя к собравшимся, ударил водителя по лицу, затем достав телефон, сказал, что будет звонить в милицию. Один из находившихся рядом мужчин, Смольский, спросил, зачем он ударил человека, и оттолкнул хулигана. Далее события развивались стремительно. Борисов начал ругаться нецензурными словами, бросился к нему. Смольский оттолкнул обвиняемого от себя, пошел к крыльцу бара.
К В. Борисову подошел Михаил Полевиков, который со своим другом В. Смольским пришел в бар. По утверждению знавших его людей, Михаил никогда не злоупотреблял спиртным и в тот вечер пил только пиво. Он стал успокаивать В. Борисова, пытался отвести его в сторону.
Как свидетельствовал в суде В. Смольский, на некоторое время он отвлекся, затем услышал крик Полевикова. Повернувшись назад, он увидел, что Михаил по стене сползает на землю, рядом с ним стоит Борисов. Он бросился к ним, Полевиков крикнул, чтобы Смольский был осторожным: у нападавшего – нож. В. Смольский схватил Борисова за руку, свалил на землю, пытался выбить из руки нож, стал наносить удары по рукам и плечам. Борисов выставил нож в его направлении, он схватил рукой за лезвие ножа, чтобы вырвать. В это время Борисов резко рванул нож в сторону, сильно порезал ему руку. В. Смольский испугался, отбежал в сторону.
Но даже после всего совершенного, В. Борисов не остановился, он развернулся к Полевикову и нанес еще два удара в область груди, после чего ушел в сторону вокзала (впоследствии эксперты насчитали 5 ножевых ранений на теле потерпевшего, с повреждением сердца, легкого и печени). Смольский подбежал к Полевикову, из раны на груди шла кровь, он закрыл ее рукой. Михаил ничего не говорил, только хрипел. Вскоре на место происшествия прибыли милиция и медики. Пострадавший был доставлен в больницу, однако через 50 минут он умер во время операции.
Виктора Борисова задержали через неделю. Понимая, что сотворил, дома он не жил, скрывался в одном из садово-огороднических товариществ. Когда сотрудники милиции вошли в дом, он держал нож возле шеи, говоря, чтобы к нему не подходили, а то он причинит себе ранение. При задержании у Борисова был изъят нож. В ходе судебного разбирательства он сознался, что этот нож был у него в ту роковую ночь, однако, виновным себя в предъявленном обвинении не признал, сказал, что когда уходил от бара, слышал, как кричали, что кого-то убили.
Но суд посчитал его показания недостоверными, так как они ничем не подтверждены и опровергаются исследованными в судебном заседании другими доказательствами и свидетельствами очевидцев. Более того, по обстоятельствам дела на предварительном следствии и в судебном заседании, В. Борисов давал противоречивые и непоследовательные показания. В отношении него проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, по заключению которой В. Борисов страдал ранее, и страдает в настоящее время диссоциальным расстройством личности. Но имеющееся у В. Борисов психическое расстройство, не лишает его способности к критической оценке своих поступков и способности прогнозировать последствия. Он сохранил воспоминания, находился в состоянии простого алкогольного опьянения и мог сознать фактический характер своих действий.
Учитывая общественную опасность совершенного деяния и прежние 5 судимостей обвиняемого (в частности, он уже был осужден в 1998 году на 12 лет за убийство), судебная коллегия приговорила Виктора Борисова к лишению свободы сроком на 24 года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима.
(Фамилии по этическим соображениям изменены).
Т. Жизневская, старший прокурор отдела прокуратуры Гомельской области