Многие читатели зададутся вопросом: что обозначает словосочетание «зарплата в конверте»? Если работник по трудовому договору получает у нанимателя официально (по ведомости с начислением и удержанием страховых взносов и подоходного налога) заработную плату, то она называется «белой зарплатой».
Если наниматель выплачивает работнику сверх суммы официальной заработной платы дополнительное вознаграждение без его официального оформления, то такая выплата квалифицируется как «серая заработная плата».
И наконец, если наниматель принял на работу работника без оформления необходимых документов (по устной договоренности), а все выплаты за выполняемую им работу производятся нанимателем, минуя официальное оформление (без документов из рук в руки), без начисления и уплаты страховых платежей и подоходного налога, то такие выплаты называют «черной заработной платой». Таким образом, выплаты в виде «серой» и «черной» заработной платы и есть «зарплата в конверте».
«Зарплата в конверте» – это одно из звеньев в цепи финансовых нарушений, негативно влияющих на экономику государства, создавая предпосылки к выводу денежных средств в «теневую экономику» и уменьшению социальной защищенности работников (занижение пенсий и выплат в связи с нетрудоспособностью и т.д.).
Справка:
Эксперты по трудовому праву уточняют, что под «теневой экономикой» не следует понимать «криминальную», так как она нарушает трудовые, а не уголовные законы.Так, выведенная в «теневую экономику» «заработная плата в конверте» не позволяет в полной мере решать на уровне государства вопросы повышения стандартов жизни в стране, ведет к снижению социальной защищенности граждан и создает социальную напряженность при решении вопросов, финансируемых за счет средств страхования и подоходного налога. Без легализации заработных плат ни одна страна не сможет обеспечить для своих граждан достойный уровень социальной защиты.
Кроме того, «зарплата в конвертах» – это еще и серьезная проблема, которая тянет за собой снижение поступлений в пенсионный фонд, а это связано с выплатами пенсий ветеранам, пенсионерам и инвалидам, в конце концов – нашим родителям, которым мы обязаны обеспечить достойную старость.
Это все, так сказать, общественный интерес борьбы государства с «зарплатами в конвертах». Но есть и личные интересы. Как известно, на выплату «зарплат в конверте» работодателя подвигает интерес в «экономии» на отчислениях в фонд социальной защиты (ФСЗН), а сотрудники, получающие такие зарплаты, считают что тоже остаются в выигрыше от такой финансовой схемы, «экономя» на подоходном налоге и отчислении в ФСЗН.
Так, в Республике Беларусь отчисления нанимателя в ФСЗН на 100 рублей выплачиваемой заработной платы составляют 34% и работник из своей зарплаты уплачивает еще 12% подоходного налога и 1% в ФСЗН.
Таким образом, 47 рублей налогов и сборов уплачивается нанимателем и работником с полученного работником чистого дохода в размере 87 рублей.
Вроде бы всё просто и «экономия» налицо, но на самом деле работники зачастую не понимают, что от финансовых схем с «зарплатами в конверте» больше минусов, чем плюсов.
Самый большой минус заключается в том, что являясь участником вышеуказанной финансовой схемы, работник становится соучастником в нарушении финансовых отношений.
Во-вторых, от выплаты «зарплаты в конверте» страдает будущая пенсия работника (чем ниже официальная заработная плата, тем ниже и пенсия).
В-третьих, «теневые» выплаты создают социальную незащищённость работника.
Так, выплаты по больничным листам (пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребёнком), пособий по беременности и родам, пособий по безработице и другие виды выплат социального обеспечения исчисляются с заниженных доходов (официальных), ущемляя финансовые интересы работника.
В-четвертых, низкий официальный доход работника создаёт препятствия на получение кредитов (как потребительских, так и на строительство жилья) и рассрочек.
В-пятых, согласившись на получение «зарплаты в конверте», работник становится зависимым от воли нанимателя, определяющего сколько и когда будет, а возможно, и не будет, выплачена зарплата.
Чем, кстати, и пользуются отдельные наниматели, используя в течении 2-3 месяцев работников без выплаты им заработной платы.
Так, например, человек устраивается на работу, но наниматель ему «объясняет», что трудовые отношения оформлять им незачем, дескать так он сможет платить за работу человеку несколько больше.
Первый месяц работы человеку оплачивают труд в том размере, как ему пообещал наниматель. Затем «зарплата в конверте» уменьшается вдвое, а еще позже – вообще перестает выплачиваться.
Люди с советских времен привыкли доверять своему начальнику и, как правило, не предполагают, что он может обмануть работника, а неофициальную зарплату дадут, но, видимо, немного позже. В итоге человек работает несколько месяцев бесплатно, пока до него не доходит, что его обманывают и никто не собирается платить ему за выполненную работу.
Доказать вину работодателя самому работнику почти невозможно.
С тем, чтобы обеспечить себе, родителям и своим детям высокие стандарты социальной защиты (достойную пенсию, полноценные социальные выплаты, высокоразвитую медицину и образование) и не попасть на уловки разного рода мошенников, каждый человек, вступающий в трудовые отношения, должен занять принципиальную позицию в отношении «зарплат в конверте», заявив свое твердое НЕТ «зарплате в конверте».
О фактах выплаты работодателями «зарплат в конверте» и предложениях по недопущению данных выплат можно указать на сайте Комитета государственного контроля Гомельской области www.kgkgomel.gov.by в разделе «Приемная – электронное письмо», в том числе и на условиях анонимности.
Специалисты КГК внимательно изучат каждое обращение, изложенные факты будут рассмотрены и получат объективную оценку, поступившие конструктивные предложения найдут применение в рамках компетенции контрольного ведомства.
Андрей Сущевич, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гомельской области