Совсем недавно в Жлобине завершился республиканский фестиваль-ярмарка «Дажынкі-2013». Мне довелось посетить этот город с нашей делегацией еще до проведения фестиваля. Бульвар Металлургов выглядел, словно молодой жених перед свадьбой. Вход на бульвар венчал монумент, а вернее – постамент под монумент в виде волны. Проходя мимо, мы, светлогорцы, даже не догадывались, что автор проекта – наш земляк, скульптор Виктор Смоляр.
Оказалось, еще в феврале отдел архитектуры и градостроительства Гомельского облисполкома объявил конкурс на выполнение трех въездных знаков в Жлобин, а также скульптурного монумента «Ладья» – центральной композиции на бульваре Металлургов. Виктор Смоляр принял участие в конкурсе, но вместо трех заявленных эскизов предложил пять. И все они были приняты.
– По моему глубочайшему убеждению, – говорит Виктор Александрович, – Жлобинскому железнодорожному вокзалу, где пересекаются потоки из Одессы, Петербурга и Москвы, не хватает собственной скульптурной композиции. Поэтому я предложил конкурсной комиссии вот такого стрелочника, – Виктор Александрович показывает эскиз: вытянувшись во фрунт, усатый стрелочник держит разрешающий движение знак. Рядом сидит верный пес. И одно поднятое ухо пса, и бесхитростная улыбка белоруса создают благодушное настроение. – Идея была установить монумент перед зданием железнодорожного вокзала, – продолжает Виктор Александрович. – Там и ландшафтная ситуация, и среда, и благоустройство – все прекрасно работало на скульптуру.Но из-за недостатка средств от этой работы отказались, а также от двух въездных знаков.
Тем не менее, это очередная победа знаменитого белорусского скульптора Виктора Смоляра. Ведь как и в других белорусских городах, так и в Жлобине уже стоят несколько его художественных произведений.
Прошли «Дажынкі-2013», спало серьезное напряжение последних дней, и мы встретились с Виктором Александровичем в его мастерской. Сделать это непросто: Смоляр победил в очередном конкурсе и на подготовительном этапе неделями пропадает в Гомеле. Ищут встречи с ним и жлобинские журналисты, тем более, что информационный повод более чем достойный: скульптуры Смоляра приобрели широкую популярность, и сегодня редкий свадебный кортеж преминет сфотографироваться возле одного из его произведений.
– Скульптурная композиция «Ладьи» привязана к ландшафту, обладает цельностью, единством и гармонией, заданными идеей волны, – рассказывает Виктор Александрович. – Идея волны была воспринята и конкурсной комиссией. Все остальные работы в различных интерпретациях воспроизводили некое судно на постаментах в виде столбиков или каких-то геометрических форм. Мне же хотелось создать не просто ладью, не музейный экспонат, а романтический образ, легкое, парящее настроение, эмоциональную сущность. Поэтому идея волны со скользящей по гребню ладьей наиболее соответствовала заданным критериям.
На первом этапе встала очень серьезная проблема совмещения идеи с законами монументального искусства, с заданными объемно-пространственными характеристиками. Ведь «Ладья» – не камерного характера работа, не садово-парковая скульптура. Это значит, что работа должна быть предельно лаконична, декоративна, стилизована, с некоторым гротеском. Она должна гармонично вписываться в ту среду, в которой будут находиться.
Конкурсная работа Смоляра была принята художественно-экспертным советом по монументально-декоративному искусству, одобрена председателем Гомельского облисполкома Владимиром Дворником, премьер-министром Республики Беларусь Михаилом Мясниковичем, но, к сожалению, опять-таки из-за нехватки средств претерпела некоторые трансформации. Существенно уменьшилась крутизна гребня волны, из проекта удалили кованую медь. Были и другие предложения, приведшие художника на грань отказа от работы вообще. Однако Виктор Александрович скрепя сердце решил не бросать свое детище на полпути. За собственные средства он заказал в Минске элементы скульптуры из кованого металла, выступив, таким образом, не только автором, но и меценатом.