«Чужая боль — как своя»

Валентина Андреевна Воробьева

В преддверии Дня Независимости мы встретились с Валентиной Андреевной Воробьевой, бывшей медсестрой эвакогоспиталя. Так уж совпало, что в этот же день ветерана посетили военный комиссар Светлогорского райвоенкомата Анатолий Фесенко и начальник группы социальной защиты и пенсионного обеспечения Светлогорского райвоенкомата Лариса Дуборенко. Валентине Андреевне была вручена юбилейная медаль «70 год вызвалення Рэспублікі Беларусь ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў».

В 1941 году Валентине исполнилось 17 лет. К началу войны она успела окончить первый курс медицинского училища в г. Сольцы Новгородской области. Вместе с учебой закончилась и беззаботная юность. Родная деревня Скирино находилась в 10 км от райцентра. Уже 25 июня Валентине пришло предписание прибыть в училище. Отсюда ее вместе с другими учащимися посадили в эшелон и повезли.

– Куда везут – не сообщали. Прибыли в г. Остров Ленинградской области. Но через два дня мы узнали, что город окружают немцы. И нас повезли в тыл, – вспоминает Валентина Андреевна. – От налетов немецкой авиации вокруг все горело: и дома, и лес. Но наш состав защищали истребители, к тому же состав двигался преимущественно ночью, и мы благополучно прибыли в г. Сокол Вологодской области.

Здесь в школе расположился эвакогоспиталь №15/39, в котором Валентина работала медсестрой. Помимо своих основных обязанностей вместе с другими служащими госпиталя она помогала переносить раненых из эшелонов, прибывающих с фронта. Тяжелораненых отправляли в глубокий тыл, а остальных лечили на месте.

– Не спали по несколько ночей, раненых было очень много. Конечно, кто-то умирал, и чужая боль воспринималась, как своя, – вспоминает Валентина Андреевна. – Счастьем было вздремнуть хотя бы полчаса в ожидании очередного эшелона, прикорнув прямо за столом.

Несмотря на то, что эвакогоспиталь находился не на передовой, время от времени он подвергался бомбежкам, поэтому жизнь была довольно беспокойной.

– Когда объявили о капитуляции фашистской Германии, радости не было предела, – рассказывает Валентина Андреевна. – В это время – в 4 часа ночи – я была на дежурстве. Главный врач госпиталя ходил по отделениям и поздравлял всех с Победой. Те чувства сложно передать. От радости мы обнимались и плакали.

Домой Валентина вернулась лишь в октябре 1945 года. Ее родная деревня была сожжена, на месте дома – пепелище. В Сольцах жила тетя – сестра матери, и Валентина поехала к ней. Там она и прожила некоторое время вместе со своими родителями, работала в больнице.

– Отец строил мосты и в июне 1946 года его направили в Карелию, – рассказывает далее Валентина Андреевна. – Здесь мама работала стрелочницей на железной дороге, и нам дали комнату для жилья. Я продолжала работать медсестрой в местной больнице. А после того, как врач уволилась, пришлось совмещать обязанности медсестры и врача.

Вскоре она перешла работать в воинскую часть, расположенную рядом.

В 1947 году Валентина Андреевна вышла замуж за военного-сверхсрочника. Вместе с ним ей пришлось много поколесить по стране. 5 лет довелось жить на Севере в поселке Тикси. В 1959 году после выхода мужа на пенсию некоторое время жили у его родителей в Речицком районе, затем приехали в Шатилки. Муж Валентины Андреевны хорошо знал здешние места. А в строящемся городе рабочие руки были нужны. Валентина Андреевна устроилась работать в буфет горисполкома. В 1964 году семье выделили квартиру.

Выйдя на пенсию, Валентина Андреевна около 5 лет работала уборщицей в Вышкомонтажном управлении. Вырастили сына и дочь. Ее сын живет в Светлогорске, дочь – в Минске. У Валентины Андреевны трое внуков и двое правнуков. Несмотря на возраст, она держится бодро, ведь ее поколение закалено суровыми испытаниями, выпавшими им в той страшной войне.