Шел к концу 1943 год. Воины 37-й гвардейской стрелковой дивизии и 46-й легкой артиллерийском бригады вели бои по изгнанию немецко-фашистских захватчиков в районе Парич. Сосредоточив три пехотные и две танковые дивизии, 20 декабря гитлеровцы нанесли сильный контрудар по правому флангу 65-й армии. Мужественно встретили врага 37-я гвардейская дивизия, 46-я артиллерийская бригада и подошедшая на помощь 44-я гвардейская стрелковая дивизия.
Бои носили упорный характер. Враг имел численное превосходство в живой силе и технике – танках, бронемашинах и артиллерии. К этому времени особенно напряженная обстановка сложилась в районе железнодорожной станции Шатилки. Враг стремился любой ценой овладеть станцией, чтобы соединиться со своей южной группировкой войск в районе Калинкович.
Для оказания помощи соседям из 48-й армии в район Шатилок была переброшена 194-ая стрелковая дивизия, которая совершив 30-километровый форсированный марш, переправилась через Березину. В ночь на 24 декабря 954-й стрелковый полк занял оборону правее Шатилок, а 616-й стрелковый полк закрепился от перекрестка железной дороги с шоссе до деревни Какаль (Светочь), имея в резерве 470-й полк. Весь удар врага пришелся по 616-ому стрелковому полку. До 35 раз пехота гитлеровцев, поддерживаемая танками и самоходными орудиями «Фердинанд», атаковала оборонявшиеся батальоны и неизменно откатывалась назад. Понеся большие потери, 1-й стрелковый батальон капитана Сарсена Жаманкова вынужден был отойти назад метров на 150. До последнего солдата стояла 3-я рота этого батальона во главе с лейтенантом Карпенко. Вместе с ним сражались насмерть артиллеристы. Все они погибли, не отступив ни на шаг, а на поле боя пылали 4 подбитых немецких танка и валялось множество вражеских трупов.
В 11.30 дня на полк стала накатываться новая волна противника: до батальона пехоты при поддержке десяти танков и трех «Фердинандов». Бой разгорелся с новой силой. 2-й батальон майора Джаулибаева оказался в полуокружении, однако комбат вместе с офицерами, подняв своих воинов в контратаку, сумел отбить атаку противника, не допустив окружения. Раненые отказались покинуть свои позиции и продолжали сражаться. Сам комбат, будучи раненым в этом бою, остался в строю и продолжал руководить боем. Когда командир полка запросил по телефону доложить обстановку, он твердо и уверенно отрапортовал: «Пока жив Джаулибаев, ни одного шага не сделает 2-й батальон».
Вместе со стрелками четко и хладнокровно действовали артиллеристы из полковой батареи. На расчет старшего сержанта П.Н.Сибрикова, ведя огонь, двигались 4 танка и пехота. Артиллеристы не дрогнули: Сибриков спокойно подавал команды, а наводчик X.Валитов умело наводил орудие в цель и почти без промаха поражал врага, расчет подбил два танка. Фашисты, обнаружив местонахождение батареи, стремились смять советских артиллеристов. Третий танк был расстрелян в упор возле самого орудия. С четвертым разделались пехотинцы гранатами.
К полудню 25 декабря, обрушив массированный огонь артиллерии и минометов на позиции 616-ого стрелкового полка, немцы перешли в наступление, которое поддерживали более 50 танков и бронемашин. Сдерживая бешеный натиск врага, погиб командир 2-ого батальона майор Турсунбай Джаулибаев, тяжелое ранение получил командир 1-ого батальона капитан Сарсен Жаманков, выбиты из строя командиры рот и взводов, в подразделениях осталось мало бойцов. Разрозненные остатки полка, отбиваясь от наседавшего врага, начали отходить к лесу, где под руководством младших командиров и офицеров штаба заняли оборону.
Танки противника, перевалив через железнодорожное полотно, заняли разрушенные здания станции, а 2 танка вышли к уцелевшей стене каменного строения, под которой в окопах находился наблюдательный пункт командира 616-ого стрелкового полка полковника М.Е.Лучинова. Связь с подразделениями полка прервалась. Михаил Евсеевич Лучинов дал команду находившейся с ним оперативной группе штаба с боем отойти к опушке леса. Отбиваясь от наседавшего противника гранатами и личным оружием, полковник Лучинов со штабом прибыли в расположение новой обороны полка. Почти половина из них была ранена, но никто не ушел в тыл. Получил тяжелое ранение в руку и командир полка.
470-ому стрелковому полку была поставлена задача оказать помощь воинам 616-ого стрелкового. Но контратака встретила организованное сопротивление противника. Полк залег юго-западнее станции Шатилки и начал закрепляться. На помощь воинам стрелковых полков подоспели артиллеристы дивизии полковника А.И.Снегурова, которые накрыли плотным огнем гвардейских минометов наступающие полки гитлеровцев. Наступление немцев захлебнулось. В последующие три дня противник силами 233-ей, 16-ой пехотных дивизий и вновь подошедшего 635-ого учебно-полевого полка неоднократно переходил в атаку на части 194-й дивизии. Все их атаки были отбиты.
Бойцы и командиры 194-й с честью выдержали боевой экзамен на стойкость. Только бойцами и командирами 616-ого стрелкового полка было подбито и уничтожено 24 танка, из которых 22 расстреляли бронебойщики. Героями оказались солдаты роты противотанковых ружей Б.К.Тихонович и С.А.Боев, подбившие пять и четыре вражеских танка соответственно. За этот героический подвиг Тихонович был награжден орденом Красного Знамени. В бою под Шатилками он получил тяжелое ранение. На свой боевой счет записали подбитые вражеские танки бронебойщики лейтенант Ф.И.Офикин, младший сержант Г.В.Козловский, артиллеристы расчета старшего сержанта П.Н.Сибрикова и другие.
На смену воинам 194-й стрелковой дивизии пришли воины 95-ого корпуса. После непродолжительного отдыха, пополнения техникой и личным составом 194-ая стрелковая принимала участие в изгнании немецко-фашистских захватчиков из населенных пунктов Медведов, Язвин, Искра и Дедное Паричского района.
Владимир Попок,
краевед, участник Великой Отечественной войны,
Почетный гражданин Светлогорского района.