О пережитом лихолетье

Тамара Всеволодовна Шевцова

Тамара Всеволодовна Шевцова (девичья фамилия Липская) – уроженка хутора Кумное, что возле Печищ. В одном Кумном жили Липские, а в другом – Мажейки.

Родилась в 1928 году. До войны окончила 6 классов в местной школе. Школу посещали дети из Медведово, Асопного, Кумного и других хуторов. В 1938 году с родителями переселилась с хутора Кумное в Печищи. Отец Всеволод Яковлевич работал бухгалтером в колхозе «Кампф». Семья жила хорошо. Держали корову, свиней, кур. Было и что покушать, и что одеть. Однажды в школу пришли девочки в лаптях и белых онучках, и Тамара позавидовала такой красоте. Попросила папу сделать и ей лапти. Папа посмеялся, ведь сплести лапти не проблема, а вот одеть – да. Так Тамарина мечта не исполнилась. Тамара же до войны ходила в школу в покупных сандаликах и с полотняной сумкой, в которой носила книжки, тетради, чернильницу и ручку с пером. Когда началась Великая Отечественная война, Тамаре исполнилось 13 лет. Через 2 дня отца и всех мужчин из деревни забрали в армию. В 1943 году отец попал в плен. В январе колонну военнопленных гнали через Речицу, и здесь его выкупила троюродная сестра. Он вернулся домой. А в ноябре 1943 года Печищи освободили советские войска и отца вновь забрали на фронт. Он погиб в бою возле д.Старина за Островчицами. Похоронили его в братской могиле возле Чиркович.

В феврале 1943 года в Печищи приехали полицейские из Шатилок и Горок. Они расстреляли 120 евреев и уехали. Тамара была потрясена жестокостью местных полицейских, убивших мирных людей. Собрались старики, откопали могилу, свезли туда всех расстрелянных и закопали.

– С евреями мы жили бок о бок всю жизнь, – говорит Тамара Всеволодовна. – В школу ходили с ними, дружили, а их расстреляли. Евреев прятали русские. Однажды начальник Шатиловской полиции Ольгерт пришел к нашей соседке. Он сильно ее избил. Она прибежала к нам вся в крови. Мама спрятала ее в кладовке, закрыла на замок и вышла на улицу. Этот Ольгерт подбежал к ней и стал допытываться, не видела ли она, куда побежала соседка? Мама ее не выдала и тем спасла жизнь.

Бои шли очень тяжелые. С обеих сторон были большие потери. В хате Липских стоял штаб. В один из дней офицер посоветовал матери уходить, потому что советские войска отступали. Тамара с сестрой Ларисой ушли вместе с отступающими войсками, а мама Ефросинья Васильевна осталась с сынишкой Борисом дома. Девочки пришли в лес за Страковичами. Здесь им предложили работать на пекарне. Девчата согласились, ведь нужно было за что-то жить. После второго освобождения Печищ сестра сходила туда. Почти все дома были сожжены.

В урочище «Доўгая паляна» стоял госпиталь. Тамару с сестрой позвали работать туда, а затем предложили поступить на службу в действующую армию. Тамара с госпиталем дошла до Польши, но здесь у нее стала нарывать нога. Ее даже хотели ампутировать, но женщина-хирург не стала этого делать. Нарыв прорвало, но Тамара уже не смогла работать, ее отправили домой. Тамара вернулась в Печищи. Уцелевшими были только два строения: бывший магазин и дом по соседству. Часть домов разобрали на блиндажи, часть сгорела. Поскольку семья Липских имела статус семьи погибшего, то ее с еще двумя семьями поселили в бывший магазин. Каждый жил, как мог. Семью Тамары спасло то, что мать закопала на поле семена пшеницы и проса. В свое время Ефросинья Васильевна откопала семена и посеяла их. Так и выжили. Спустя некоторое время Тамара сходила в Паричи, выписала лес – Липские построили дом.

После войны Тамара Всеволодовна окончила вечернюю школу, затем техникум, работала на Шатилковской судоверфи. В 1965 году в Светлогорский военкомат из Ленинградского архива пришли документы о ее службе вольнонаемной в действующей армии и награждении юбилейной медалью к 20-летию Победы. С 70-летим Победы вас, Тамара Всеволодовна!