Скорбим, помним и будем помнить

Места массового захоронения евреев

К 70-летию Победы в районе немало было сделано по сохранению памяти о Великой Отечественной войне. К этой дате были обновлены и памятные знаки в местах массового захоронения евреев на городском кладбище и за деревней Ковчицы-2. На прошедшей неделе Союз белорусских общественных объединений и общин провел здесь траурные церемонии. Участие в митингах принял заместитель председателя райисполкома Константин Петровский.

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, самая жестокая и кровопролитная, не имевшая себе равных в истории человечества. Пройдут века, но спасенное от коричневой чумы двадцатого века человечество будет помнить скорбную дату 22 июня 1941 года, когда под покровом ночи было начато одно из самых больших преступлений против человечества. Гитлеровцы на своем пути сметали все живое, шли вперед. Страна встала на смертный бой, неся огромные потери в живой силе и технике. О зверских деяниях фашистов на нашей территории сами за себя говорят 9200 сожженных деревень, 250 лагерей смерти и 350 мест принудительного содержания людей. А такие деревни, как Хатынь, Ола, до сих пор не восстановились. О их существовании нам напоминают колокола да памятные знаки. Каждый третий белорус не вернулся домой живым. Война унесла жизни 750 тысяч жителей еврейской национальности, из которых 2 тысячи – жители нашего района. Только в местах массового расстрела евреев на городском кладбище и в Ковчицах покоятся тела (соответственно) 321 и 318 евреев. За годы войны на территории нашего района немцами уничтожены 9033 мирных жителей, на фронтах и в партизанских отрядах погибли 4499 земляков, сожжено 45 деревень. Ущерб, который нанесла война Беларуси, измерялся 75 млрд. рублей. Но чем измерить горе матери, на глазах которой эсэсовцы убивают ее ребенка?

Места массового захоронения евреев

Остались еще в живых те, кому не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Послевоенный хлеб их был скупым и горьким, рос он на земле, пропахшей порохом и обильно политой человеческой кровью. Живой свидетель тех времен – Мария Степановна Дикун, которая живет в Ковчицах. По состоянию здоровья она не смогла присутствовать на траурном митинге, но о злодеяниях эсэсовцев попросила рассказать собравшимся Нину Владимировну Северин.

Участниками митинга отмечалось, что истребление населения гитлеровцами проводилось с чудовищной последовательностью. По генеральному плану «Ост» только в Беларуси предполагалось выселить и истребить 75% населения, остальных, пригодных «по расовым признакам» и политическим соображениям, ожидала участь рабов. Но вражеским планам не суждено было сбыться. Мы выстояли и победили. Те, кто остался в живых, не забывают о мертвых. Свидетельство тому – ухоженные братские могилы и памятные знаки, установленные в местах массовых захоронений. В последние годы ощутим весомый вклад в общее дело спонсоров из США, Англии и других зарубежных стран. Все больше и больше становится Лазарусов, Дагласов, Клесторов, Геслеров… О том, что ими предпринимается сегодня, чтобы зло не повторилось, на митинге говорили координатор данного проекта Игорь Краверский, Дьяна Лазарус, Даглас, Наталья Малец, Григорий Ламаский и другие. Леонид Рубинштейн познакомил собравшихся с написанной им поэмой «Дети войны», раввин из Минска Григорий Абрамович прочитал молитву за упокоение. У подножья памятных знаков легли венки и живые цветы.