Утром 8 августа в квартире пенсионеров, проживающих в Первомайском микрорайоне, раздался телефонный звонок. Трубку сняла хозяйка. Человек на другом конце провода представился сотрудником милиции, назвал свою фамилию и сообщил, что в доме заложена бомба и всем жильцам необходимо в течение 20 минут покинуть свои квартиры. Услышав страшную новость, пожилая женщина едва не лишилась чувств: от волнения прихватило сердце. Ее супруг отнесся к сообщению с долей скепсиса. Однако испуганные пенсионеры все-таки сообщили новость соседям. На лестничных площадках и у подъезда стал собираться взволнованный народ.
В это время неизвестный перезвонил снова. Он деловито поинтересовался, как идет эвакуация. Женщина сказала, что вызывает милицию, после чего звонивший быстро повесил трубку.
Через полчаса после звонка в дежурную часть у подъезда пятиэтажки были собраны все экстренные службы города – милиция, МЧС, «скорая помощь», кинолог с собакой, саперы, которые прибыли из Гомеля. Жильцы подъезда были эвакуированы. Проверка показала, что никакой бомбы в доме нет.
Телефонного «террориста» вычислили быстро. Уже через час в дверь его дома в одной из деревень Светлогорского района постучались милиционеры. Именно оттуда и был сделан тот самый звонок. Для взрослых жильцов дома визит людей в форме был полной неожиданностью. А вот 14-летний подросток заметно нервничал. Когда родители и милиционеры предложили парню сознаться, он рассказал, что от скуки решил таким образом «пошутить». Набрал случайный номер и соврал про бомбу.
«Шутка» стоила парню и его родителям очень дорого. По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье 340 УК РБ (Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве). Она предусматривает наказание, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы на срок до 5 лет.
– В связи с тем, что это преступление относится к посягающим на общественный порядок, уголовная ответственность наступает уже с 14 лет, – пояснила помощник прокурора Светлогорского района Наталья Коцур. – В целом, обвиняемый признал себя виновным, было видно, что он раскаивается в содеянном. Суд это учел и назначил ему наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на 1 год. По сути, это домашний арест. Теперь молодой человек находится под постоянным контролем сотрудников РОВД, поставлен на учет в инспекции по делам несовершеннолетних. Кроме того, решается вопрос о предъявлении исковых требований к родителям подростка о взыскании расходов на работу специалистов – а это весьма немаленькие суммы.
Помощник прокурора подчеркнула: каждое действие влечет за собой определенные последствия. Поступок молодого человека обернулся не только неприятностями для него самого, но и причинил большой вред потерпевшим: пожилая женщина, которой позвонил хулиган, серьезно заболела, ее муж и остальные жильцы переволновались. Работа важных структур нашего города была дезорганизована. Они вынуждены были заниматься ложным сообщением в то время, когда их помощь могла понадобиться кому-то на самом деле.
– Прежде, чем так «пошутить», нужно вспомнить, что закон предусматривает за эти действия уголовную ответственность, – говорит Наталья Коцур. – Если такие действия совершены повторно, или группой лиц по предварительному сговору, или повлекли тяжкие последствия, то ответственность еще более серьезная – до 7 лет лишения свободы.
Что такое хорошо, а что такое плохо, родители должны объяснять детям с раннего возраста. А в трудный подростковый период необходимо отдельно поговорить о том, какие правовые последствия влекут некоторые поступки. До наступления 14 лет (возраста, с которого наступает уголовная ответственность) дети уже должны знать, чем чреваты подобные «шутки».
– У нас многие несовершеннолетние уверены, что, если нет 14 лет, можно творить, что вздумается. На самом деле последствия обязательно будут и для ребенка, и для родителей.
До 14 лет ребенка не привлекают к уголовной ответственности, но наступает административная – в том числе, рассмотрение дела на комиссии по делам несовершеннолетних и постановка на учет, – напомнила помощник прокурора.