В музыкальной терминологии Ad Libitum означает исполнение произведения на своё усмотрение, в свободной трактовке. На третьем этаже ГЦК живёт рок-студия под этим же названием и по этим же принципам.
Характерное уханье бас-гитары и гитарные рифы слышались на дальних подходах к комнате, в которой расположена студия. Внутри, среди колонок, усилителей, проводов – симпатичные девушки с гитарами. Руководитель студии – Вячеслав Николаевич Леоненко – представляет своих подопечных:
– Группа «Reverse»: Крук Мария – лидер-гитара, вокал; Гордей Анна – гитара; Семенчук Валерия – бас-гитара, вокал; Левацкая Юлия – ударные; Бычкова Мария – клавишные, вокал.
Девчатам от 14 до 17 лет. Занимаются 5 месяцев. До этого не играли на гитарах, только вокалистка Маша Бычкова уверенно владеет клавишными.
Девушки немного смущены появлением постороннего с фотоаппаратом, а потому не особенно многословны.
– Девчата, что вас подвигло научиться играть на гитаре?
Валерия: Рок-музыка. Мечты о будущем, желание играть в какой-нибудь известной группе.
– Когда начали пробовать играть, не приходило чувство разочарования, если что-то не получалось?
Валерия: Нет. Мы верим в свои силы, и Вячеслав Николаевич морально нас поддерживает.
– Как относятся в ваших семьях к увлечению рок-музыкой?
Reverse: Нормально, мамы и папы только «за», им нравится это увлечение.
– Может, ваши родители тоже раньше этим увлекались?
Валерия: Нет, но мой папа всегда слушает хорошую рок-музыку.
– Вас не смущает сложившийся стереотип рок-музыканта как вечно нетрезвого полухулигана и т.п.?
Валерия: Нет, мы изменим представление о роке.
– Я понимаю, что пианино стоит дороже, чем электрогитары, на которых вы играете, но всё же и ваши инструменты стоят денег…
Мария: Родители не против. Они знают, что мы не по принуждению занимаемся, а нам это нравится и у нас есть мечта.
Вяч. Ник.: Я в разговоре с родителями всегда шучу, что передачи в детскую колонию стоят дороже, чем купить ребёнку инструмент и знать, что он под присмотром и занимается хорошим делом. И, может быть, в будущем, когда ребёнок научится хорошо играть, он будет нести людям радость и позитив, ведь музыка ещё никого не сделала плохим. Тем более что здесь, в студии, дружат все – и мальчики, и девочки, и младшие, и старшие. Старшие помогают младшим и те подтягиваются за ними.
– Что было тяжелее: освоить технику игры на гитаре или побороть внутреннюю застенчивость?
Reverse: Технику игры, это сложнее.
– Вы учитесь в разных школах. Как образовалась ваша группа? С чего всё началось?
Мария: Очень просто: пришли заниматься в студию, и потом нас соединил в одну группу Вячеслав Николаевич.
Вяч. Ник.: Поначалу пришли ко мне Анечка с Машей – они близкие подруги. А Лерочка занималась в другой группе. Возникла идея: хорошо бы создать девичью группу. Предложил Валерии взять в руки бас-гитару, она поначалу не хотела: ой, там толстые струны, толстый звук… А потом освоилась. Лера, как тебе сейчас нравится бас?
Валерия: Да, очень нравится звучание.
– Кроме руководителя студии, у вас в группе есть лидер?
Валерия: Нет, все равны.
Мария: Мы за равноправие.
– Когда вы планируете первое выступление?
Мария: Хотелось бы в марте в рамках клубного фестиваля. Пока планируем сыграть пару песен, но в одной хотим заменить «ванильный» текст.
Вяч. Ник.: Да, девочкам понравилась мелодика и ритмика одной песни, но текст там, по их мнению, слишком слащавый – про любовь… Ну вот, сейчас работают над новым текстом. С третьей песней пока не определились, но, скорее всего, будет что-то из блюзово-свингово-рок-н-ролльной классики 70-80-х. Планируем дебют группы в середине марта – в рамках проведения рок-сейшена AD LIBITUM. Затем на майские праздники хотим выступить в составе концерта ГЦК. Летом наш традиционный рок-фестиваль «Чёрный гриф» – надеюсь, девочки подготовятся. Осенью – фестиваль «Рокомания», ну и в декабре – «СПИДобойка».
Таким вот образом мы планируем в каждом квартале делать рок-фестиваль, чтобы наш Светлогорск стал более музыкальным. Я вспоминаю времена моей юности, когда гитара звучала в каждой компании, в каждом дворе, играли по 2-3 группы в техникуме, в училище, на предприятиях – это было так здорово и хорошо. Сейчас это угасло, а жаль… На мой взгляд, где меньше музыки, там больше беспорядков, может, и криминала даже… Ну, вот я и хочу, чтобы наша молодёжь была чем-то хорошим занята, а это приятно и тому, кто играет и тому, кто слушает. И потом, дети сейчас вовсю закомпьютеризированные – палкой не отгонишь от монитора. А так хоть пешочком до ГЦК дойдут и тут пообщаются вживую.
– Вячеслав Николаевич, сколько всего рок-групп занимается в студии AD LIBITUM?
Вяч. Ник.: На сегодняшний день десять «рабочих» групп и ещё пять «на подходе», в том числе и девичья «Reverse». Начинающих я обучаю на старом добром роке, чтобы они овладели техникой, чтобы «пальчики забегали», чтобы они заиграли синхронно. А потом на эту основу они уже нанизают всё, что захотят, в том числе и собственного сочинения.
Приходят поиграть и «старые рокеры», например группа Игоря Ивлева «Четвертак» и другие. Многие студенты, которые учатся в других городах, на выходные приезжают и приходят играть. Я здесь нахожусь семь дней в неделю.
Хочу отметить, что со стороны руководства ГЦК отношение к нам самое благожелательное: всегда идут нам навстречу, всем, чем могут – помогают. Огромное спасибо директору Светлане Геннадьевне Пинчук, заместителю директора Людмиле Махмудовой, худруку Олесе Лобановой за техническую и организаторскую помощь. В творческом аспекте спасибо Валерию Юрковцу и Владимиру Ясенецкому, которые, кстати, когда-то дали и мне путёвку в жизнь как музыканту. Спасибо старшим рокерам, которые берут шефство над новичками, помогают им.
Несмотря на то, что студия наша работает на платной основе, так сказать, на самоокупаемости, в плане звукового оборудования и аксессуаров состояние наше, мягко говоря, бедненькое. Это спасибо ещё кудеснику паяльника Петру Смоляру, который нас постоянно выручает. Поэтому хотелось бы обратиться к руководителям предприятий и организаций: если есть возможность, помогите хоть какой копеечкой. Дело-то хорошее.
И ещё, хочу обратиться к жильцам домов возле ГЦК и принести им искренние извинения за некоторые неудобства, если до них доносятся звуки из нашей студии. Уважаемые бабушки и дедушки, дяди и тёти! Будьте, пожалуйста, благосклонны. Здесь дети занимаются хорошим делом и пусть лучше они выплеснут энергию в студии, чем где-нибудь у вас под окнами или у подъездов. У нас в студии они хоть и пошумят, но цивилизованно и под музыку. А тем, кто не пишет жалобы на нас, – огромное спасибо за понимание и терпение.
После перерыва на интервью девочки взяли в руки гитары. Барабанные палочки отстучали: раз-два-три-четыре… И грянул рок-н-ролл…
Скажете рок-н-ролл мёртв? Да ла-а-адно…