Сельский учитель физкультуры

Равиля Абдулхаковна Хмарун

Равиля Абдулхаковна Хмарун предпочла работу учителя физкультуры карьере в нефтехимии.

Более 40 лет назад она приехала из Самарской области в Минск поступать в институт физической культуры, да так и осталась жить и работать в Беларуси.

«В школе, для учеников, я была Раисой Алексеевной, а в журнале – Равиля Абдулхаковна, – рассказывает она. – Вы ж понимаете, детям, особенно младшеклассникам, только дай повод посмеяться. Вот и «обелорусилась». Так сорок лет Раисой Алексеевной и пробыла».

Равиля родилась в городке нефтяников Отрадный, закончила там школу. Начиная с пятого класса, трижды в неделю после уроков занималась в местной спортивной школе. Родители, по её словам, увлечение девочки спортом одобряли: она закалялась, стала меньше болеть.

«Я ни одного занятия не пропускала, – вспоминает она. – Любила с детства двигаться, тренировки посещала с энтузиазмом, был интерес. По окончании десятилетки мы, четверо подруг из класса баскетбола, решили поступать в минский орденоносный БГУФК. Сейчас это академия».

Было это в далёком уже 1967 году. Равиля с лёгкостью сдала экзамены и поступила на спортивный факультет вуза.

«Учиться очень нравилось, четыре года пролетели незаметно, – говорит она. – Ну, это для меня незаметно, а для родителей, конечно, по-другому: помогали мне. Они-то думали, что мы попутешествовать поехали. Отец так и сказал: «Вернёшься, будешь поступать в техникум нефтехимии. Пойдёшь по моим стопам». Но… Романтика победила. Раньше ведь дети такие были: хотелось нам романтики».

По словам учителя, физкультура тогда была едва ли не главным предметом в школе. Кроме обязательной школьной и производственной практики, за два года до выпуска за всеми студентами факультета закрепили группы детей.

«Моя была на Тракторном заводе, довольно далеко было ехать, – вспоминает учитель. – Я назначала занятия на восемь вечера, раньше не получалось: учёба. Но детки ходили очень активно, с удовольствием. Постоянно был полный зал».

Когда в институте спросили, где бы она хотела работать, Равиля ответила: «С детьми». В 1972 году новоиспеченный «преподаватель-тренер» приехала по распределению в Светлогорский район.

«Начала работать в Дубровской школе, жила у родителей подружки, – рассказывает она. – Потом получила место в Боровиковской школе. Очень тяжело пришлось: в школе не было спортивного зала, каких-то условий для проведения уроков физкультуры. Вот так 8 лет и проработала».

Когда погода не позволяла заниматься на улице, свои уроки молодая учитель физкультуры проводила в школьных коридорах. Иногда роль спортзала играл кабинет физики: он был очень большой, и там дети могли отрабатывать элементы гимнастики, играли в шашки, шахматы.

«Вскоре я вышла замуж, родила мальчика и девочку, получили коттедж, – вспоминает Равиля Абдулхаковна. – Затем мужа перевели на руководящую работу в Чкалово, где я устроилась в местную школу физруком. И снова без спортзала, занимались в коридоре. Матов не было, из детского садика неподалёку таскала на себе тюфяки, на которых проводила занятия по гимнастике».

Через пять лет наступил черед деревни Полесье, куда Равиля Абдулхаковна приехала вместе с мужем, которому поручили руководить местным сельхозпредприятием. Здесь заботой физрука стала установка в школьном дворе нестандартного спортивного оборудования, оснащение спортзала гимнастическими снарядами. За эту работу Равиле Хмарун даже почётную грамоту вручили.

«С 1994 года я работала в Чирковичах, – рассказывает она. – Здесь нормальная материальная база, оборудован спортзал, стадион. Только работай! Занятия проходили по комплексной программе три часа в неделю, мальчики и девочки стали заниматься отдельно. Здесь у меня получилось реализовать свои задумки: наша команда была сильной, стабильно занимала призовые места в районной спартакиаде и на областных соревнованиях. Даже в съёмках «Спортландии» участвовали, в 2002 году вышли в полуфинал».

Учитель-ветеран с сожалением отмечает, что со временем даже на селе изменилось отношение к педагогам: «Когда я пришла в школу, была доброжелательная обстановка, дети были более податливые, учителю в рот смотрели. Всё было в моих руках, только работай: ставь задачи, воспитывай, развивай, организуй, закаляй. Но если раньше учитель был на высоте и на него равнялись, то сейчас… Учитель был всегда прав. Перечить учителю, а тем более оскорбить – это было неслыханно. Сейчас стало больше демократии в этом вопросе, дети стали более вольными на язык и поведение».

Равиля Абдулхаковна уверена, что в советское время дети были более увлеченные, лёгкие на подъём. Сейчас подвижные игры большинству детей заменили компьютеры и другие развлечения, так что «очень тяжело, сложно детей сдвинуть с места».

«Есть, конечно, такие, что «рвутся в бой», но у большинства мотивация к занятиям физкультурой отсутствует, – говорит педагог. – Когда начинаешь говорить, что это пригодится и при поступлении, дальнейшей учёбе в вузе, отвечают: «Вот тогда и буду заниматься». Сейчас же они находят себе массу оправданий: и что по другим предметам заниматься нужно, и что рано встают и поздно ложатся, и что много писать приходится. В кружки идут неохотно, и главная цель при этом – получить более высокую итоговую оценку в аттестате».

И всё же есть и сегодня, утверждает Равиля Абдулхаковна, ученики, для которых учитель не только авторитет, но и пример для подражания. Доказательством тому – выпускники Чирковичской средней школы, закончившие педагогические вузы, в том числе и факультеты физического воспитания. Сегодня Анастасия Чигоревская работает учителем физкультуры, тренер Наталья Белая перешла на работу в спорткомитет. Таким примером Равиля Абдулхаковна стала и для собственных дочерей: Татьяна работает в школе учителем белорусского и английского языков, Анна совмещает преподавание истории с работой воспитателем группы продлённого дня.

«Я с прошлого года на пенсии, и нисколько не жалею, что стала учителем, – говорит педагог с 40-летним стажем. – Когда видишь, что у ребёнка горят глаза, значит, всё получится, он будет делать то, что ты потребуешь, что дашь на уроке. В моей душе всё ещё живёт моё детство. И физкультура, которая в этом детстве началась и прошла через всю мою жизнь красной нитью».