В эти дни общественность Светлогорщины отмечает памятную дату – 70-летие освобождения территории района от немецкой оккупации. Как свидетельствуют документальные источники и очевидцы событий, кровопролитные бои за нашу землю продолжались более полугода.
«20 лет назад мне посчастливилось в СШ №2 встретиться с ветеранами 38 гвардейской стрелковой дивизии, которые освобождали Шатилки, – рассказал, выступая 20 ноября перед 11-классниками СШ №9, ветеран Великой Отечественной войны Николай Толокнов. – Они вспоминали, как 25 ноября 1943 года ворвались на южную окраину, но были остановлены сильным огнем артиллерии с левого берега Березины и из района Пробуждение, где сейчас 6-й микрорайон. Немецкое командование сильно укрепило железнодорожную станцию и мост, приказав солдатам стоять насмерть».
Из документов той поры известно, что немецкий гарнизон, оборонявший предмостье у Березины, состоял из двух батальонов 635-го учебного полевого полка и роты общей численностью 1 тыс. человек. В обороне были оборудованы траншеи полного профиля, прикрытые проволочными заграждениями в три ряда. На отдельных участках были установлены двойные деревоземляные стены с амбразурами, которые не поддавались разрушению огнем прямой наводкой 76 мм и 122-мм орудий. На площади 1 кв. км фашисты имели 6 дзотов, 16 ручных и 9 станковых пулеметов, 20 орудий и минометов. Гарнизон поддерживался с левого берега Березины 3 артиллерийскими, 4 минометными батареями и огнем бронепоезда. На левом берегу Березины были установлены пулеметы для стрельбы по своим же солдатам в случае их отхода.
«Три дня шли бои за Шатилки, часто противники сходились врукопашную, – рассказывает Николай Иванович. – Было много погибших. В одной только братской могиле у деревни Чирковичи похоронены 2275 красноармейцев. Активно помогали краснофлотцы Днепровской военной флотилии, и 27 ноября 1943 года фашисты были выброшены из Шатилок. Наши войска гнали противника на север, освободив Чирковичи, Расову, Рудню, Островчицы, но в 10 км от Паричей были вынуждены остановиться, встретив сильное сопротивление».
Освобождению будущего Светлогорска предшествовали упорные бои за другие укреплённые населённые пункты Паричского района. Боровики, Еланы, Славань, Страковичи, Якимова Слобода были превращены противником в сильные опорные пункты со значительными гарнизонами.
Так, бои за Страковичи, Еланы и Боровики продолжались с 7 часов 24 ноября до 8 часов 25 ноября. К 15 часам подразделения 113-го полка во взаимодействии с партизанами лесными дорогами по глубокому снегу вышли к Якимовой Слободе и атаковали противника. Атака подразделений захлебнулась из-за сильного огня артиллерии и пулеметов, однако к исходу дня вражеский гарнизон был окружен. В 23 часа 25 ноября Якимова Слобода была освобождена от противника.
«Немцы не смирились с поражением под Шатилками, – продолжает ветеран. – Наша разведка доложила, что в Паричи прибыло 160 танков и 21 тысяча солдат. Чтобы разместить такое количество живой силы, население Паричей и Козловки вывезли за Березину. Танки были переброшены фашистами на Восточный фронт из Африки, их даже не успели перекрасить. Представьте: белорусская зима, снег в Паричах выпал – и жёлтые танки».
Утром 20 декабря после 45-минутной артиллерийской подготовки немецкие войска перешли в наступление, сосредоточив все свои огневые средства на участке Скалка – Кнышевичи. Соотношение сил было в пользу противника по живой силе в четыре раза и по артиллерии в два раза. После упорных кровопролитных боёв, в которых красноармейцы продемонстрировали чудеса мужества и героизма (за шесть дней наступления противник смог продвинуться всего на 30 км!), советские войска были вынуждены оставить освобождённые деревни. Одновременной танковой атакой со стороны Паричей и из района железнодорожного моста через Березину, который продолжали удерживать фашисты, немецкие войска к 24 декабря овладели Рудней, Чирковичами, Какелем (Светочь) и железнодорожной станцией Шатилки.
«На площадке у вокзала рвались снаряды, земля смешалась со снегом, – рассказывает Толокнов. – Наших на этом пятачке, пропитанном кровью, погибло 325 человек. На водонапорной башне держались наши пулемётчики, они положили немало фашистов, но погибли от попадания танкового снаряда. 27 декабря здесь был смертельно ранен Герой Советского Союза Клычнияз Азалов. Он только в октябре получил это высокое звание за форсирование Днепра в районе Лоева. В той переправе и штурме укреплённого Днепровского вала выживал лишь один из сотни. Азалов был таким счастливчиком: он переправился на тот берег, два часа отбивал атаку фашистов, а потом ещё ворвался во вражеские окопы и уничтожил два десятка врагов».
Мемориальная доска на здании светлогорского железнодорожного вокзала сообщает, что на этом месте в конце декабря 1943 года советские войска уничтожили 24 танка. К 25 декабря противник уже был не в состоянии продолжать свой контрудар, так как силы фашистов были на исходе. Враг потерял убитыми и ранеными 3200 человек, было уничтожено 35 танков, 5 бронетранспортеров, 8 штурмовых орудий, 30 автомашин с пехотой и грузами, подорвалось на минах 11 танков.
«30 декабря части 65-й армии снова освободили станцию Шатилки, – рассказывает ветеран. – В начале января 1944 года фронт стабилизировался в районе Ракшина. Ещё целых полгода здесь шли бои, пока 24 июня 1944 года не началась операция «Багратион», в ходе которой нашу землю навсегда очистили от оккупантов».