В ноябре в Паричах состоялось выездное заседание суда, на котором рассматривалось дело по лишению родительских прав.
Перед судом предстала 36-летняя Людмила Б., мать двоих малолетних детей.
Судья Галина Свидунович рассказывает, что в последние годы число дел о лишении родительских прав уменьшается. К примеру, в 2009 году в суд Светлогорского района было подано 45 исков о лишении родительскиъ прав, 42 из которых были удовлетворены. За истекший период нынешнего года подан 21 иск, по 17-ти из которых приняты решения о лишении родительских прав.
Несмотря на положительную статистику, нельзя забывать, что каждый, даже единичный подобный случай, – это большая трагедия отдельно взятого ребенка и семьи.
Отчего же угроза разлуки с детьми не всех родителей отрезвляет и заставляет вернуться к нормальному образу жизни? Проблемы имеют свойство накапливаться, как снежный ком, и когда уровень становится критическим, перспектива разобраться со всем и сразу кажется нереальной. Или все же нерадивые мамы и папы живут по принципу «авось пронесет»?
Людмила – мать троих детей. Старшая дочка давно сделала свой выбор и уже около десяти лет проживает с отцом. С матерью жили двое сыновей 2002 и 2004 гг. р., однако, как утверждают социальные педагоги, школьные учителя и другие свидетели жизни этой семьи, к своим обязанностям Людмила относилась попустительски.
Сначала женщина ушла от законного супруга, отца старшей дочери, правда, брак рассторгать не стала. Затем родила сыновей от другого мужчины, но и с ним жизнь не сложилась. Примерно в 2004 году у нее появился новый сожитель. Очевидные проблемы начались с тех пор, как Людмила с детьми переехала к нему в д. Козловка. Этому предшествовало отключение электроснабжения в прежнем жилье. Условия жизни у сожителя были далеко не лучшие: в доме также не было света, в аварийном состоянии находилось печное отопление.
Учителя в один голос говорят, что дети посещали школу, не имея школьных принадлежностей, неопрятные, часто были одеты не по сезону. Было видно, что они давно не мылись. Со временем дети стали замкнутыми, держали в себе все переживания. Вполне возможно, что причина была в постоянных стрессах: мать и сожитель часто пили, возникали скандалы.
Из-за постоянных прогулов Людмилу уволили из Паричского КСМ. Ее приходилось разыскивать милиции, когда она решила «загулять» в Бобруйске с неким знакомым, освободившимся из ЛТП.
Детей из семьи изымали дважды. Матери было предписано пройти лечение у нарколога, устроиться на работу, привести в порядок жилье. Однако женщина не сделала никаких попыток исправиться: не обратилась в поселковый исполком, чтобы попытаться решить свои жилищные проблемы, не пошла с детьми жить к свекрови и первому мужу, хотя они готовы были ее принять и помогать растить мальчишек, как своих. Лишь за месяц до суда она стала регулярно ходить на работу, ее снова трудоустроили на прежнее место. На данный момент она задолжала государству за содержание детей более десяти миллионов рублей.
На судебном заседании Людмила просила не забирать сыновей: «Я ездила 3 ноября в СПЦ, я столько увидела в его (сына – прим. авт.) глазах! Он просит забрать его домой!».
Почему же мать не увидела боль в глазах детей, когда их забрали в первый раз, почему продолжила разгульный образ жизни и не пыталась наладить быт, доведя ситуацию до повторного изъятия? На этот вопрос женщина ответить толком не смогла.
Выслушав представителя истца, заключение органов опеки и попечительства, мнение прокурора и ответчицу, а также свидетелей с обеих сторон, суд вынес решение удовлетворить иск и лишить Людмилу Б. родительских прав, детей передать в органы опеки и попечительства. До вступления решения в законную силу Людмила не пыталась обжаловать его. Теперь мальчишки находятся в социально-педагогическом центре.
– В соответствии со статьей 82 Кодекса о браке и семье родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону, – поясняет Галина Свидунович. – Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей. В то же время следует знать, что в статье 84 Кодекса о браке и семье предусмотрена возможность восстановления в родительских правах лиц, лишенных родительских прав в случае изменения их поведения и образа жизни, а также их отношения к воспитанию детей. За год на восстановление родительских прав в суд Светлогорского района было подано шесть исковых заявлений, по трем из которых суд принял решение восстановить родителей в их правах. Также одно исковое заявление было рассмотрено в областном суде, в результате чего отец двоих детей был восстановлен в родительских правах.