В наших школах учат настолько правильному иностранному языку, что вчерашние отличники не всегда понимают, что говорят им сверстники-иностранцы. Познакомить школьников с современным разговорным английским, а заодно избавить их от страха говорить на иностранном языке, был призван цикл бесед-занятий, с успехом прошедший недавно в городской гимназии.
«С инициативой их проведения выступила Наталья, которая уже имеет опыт проведения подобных занятий, – сказала учитель английского языка гимназии Вера Петровна Климович. – По-английски это называется workshop, а по-русски что-то вроде «мастерские». Их цель – показать, что любой человек может выучить иностранный язык, чтобы общаться на нём с другими людьми. Основная наша задача – мотивировать детей говорить, чтобы они не боялись возможных ошибок. Наташа – очень яркий образец этого, и на её примере наши ученики видят, что ничего невозможного нет».
Педагог говорит о своей бывшей ученице Наталье Тиммерман-Блоцкой – англоязычной писательнице, последнее время живущей в Москве. Мы сидим в небольшом уютном кабинете завуча гимназии. Через несколько минут начнётся очередное занятие.
«Вера Петровна – моя первая учительница английского языка, – говорит Наталья Тиммерман-Блоцкая. – Несмотря на то, что я уже почти 20 лет, как окончила седьмую школу, мы постоянно поддерживаем отношения. Это тот человек, который подвиг меня к изучению английского, отслеживал мои шаги, выслушивал меня. Закономерно, что когда у меня появилась возможность чаще бывать в Светлогорске, я позвонила ей и предложила идею Entalk, позволяющую расширить диапазон взглядов школьников, показать, что английский – это не какая-то профессия, а навык, помогающий лучше понять мир».
По словам моих собеседниц, воплощение идеи было спонтанным, без планов и графиков занятий, но в результате всё получилось очень хорошо. Первоначально в группу записались порядка 30 подростков, которые в сентябре познакомились с искусством презентации на английском языке. Второе занятие называлось «Мотивация», а тему третьего – «Уверенность в себе» - предложили сами школьники.
«Я общаюсь с детьми на разговорном варианте современного английского, – сказала Наталья. – Потому что классический английский теперь используют редко, на нём говорит очень небольшой процент носителей. Сейчас в английском, как и в любом другом языке, много сленга, и понимать, использовать эти слова, а также слова с двумя-тремя значениями, тоже важно».
«Не скрою, поначалу я делала ставку на своих олимпиадников, которые получили бы практику говорения на английском – это нам всегда сложно, – говорит Вера Петровна. – Это не плёнка, что выдаёт только клише, а возможность нормально поговорить с человеком на разные темы. Но в занятиях захотели участвовать и другие школьники. Сначала просто послушать, потом понемногу стали принимать участие в беседе. Сейчас многие отсеялись, остался «костяк» из порядка 20-ти старшеклассников».
По словам педагога, участие в проекте именно Натальи оказалось критически важным. Конечно же, учителя иностранных языков стараются идти в ногу со временем, смотреть, слушать, использовать это в практике, по-другому преподавать, но всё же связаны рамками различных правил, методических указаний и рекомендаций.
«Хотелось бы продолжить этот проект, но тут всё будет зависеть от возможностей Наташи, потому что учитель не сможет подменить человека, говорящего на иностранном языке на свободном уровне», – сказала Климович.
«Английский – это была моя болезнь со школы, – говорит Тиммерман-Блоцкая. – Долгое время я не видела, как смогу воспользоваться им в жизни, но обстоятельства сложились так, что я уехала (за границу – прим. авт.) и этот язык стал центром моей вселенной от времени работы в большом корпоративном бизнесе до сегодняшнего положения свободного автора. Кроме того, у меня есть несколько коммерческих проектов, также связанных с английским языком. Это не единственный иностранный язык, которым я владею, но это язык, с которым я живу и работаю».
По словам Натальи, она хотела бы в новом учебном году продолжить занятия не только с большим количеством детей, но и вывести проект на общегородской уровень, вовлечь в процесс учителей английского языка.
«Cогласитесь, что проблема говорения на иностранном начинается с истоков, с учителей, многие из которых сами боятся говорить, – сказала она. – В школьной программе до сих пор акцент сделан именно на грамматику, и как можно ожидать, что дети будут говорить по-английски, если сами учителя этого боятся сделать? В любом случае, у нас есть ещё время, чтобы проанализировать итоги этих мастерских, продумать, в каком формате и для какой аудитории проводить подобные встречи следующей осенью».