В Светлогорске осужден отец-педофил

Случаи сексуального насилия над детьми всегда вызывают справедливую общественную реакцию – это шок, возмущение, гнев и отвращение к преступнику. Такой случай недавно произошел в Светлогорском районе.

О случившемся корреспонденту рассказал следователь прокуратуры Артем Бурим.

В октябре прошлого года в деревню Дуброва из Калинковичского района переехала семья. На первый взгляд, вполне обычная: муж, жена, трое детей. Дочери, которую женщина родила в первом браке, исполнилось 20 лет. Со вторым мужем они нажили еще двоих сыновей. Старший мальчик родился 14 лет назад с серьезными психическими отклонениями. Младшему в этом году исполнилось восемь.

Обосновавшись в Дуброве, муж и жена устроились в местное хозяйство. Женщина стала работать дояркой, а у мужчины, хотя он и имел квалификацию сварщика, работа на новом месте как-то сразу не заладилась – возможно, из-за излишнего пристрастия к спиртному.

– Характер у этого мужчины был такой, что с теми, кто слабее, он чувствовал себя царем и тираном, – рассказывает следователь прокуратуры. – Он неоднократно избивал свою жену – да так, что слышали соседи, но в милицию она ни разу не обратилась. Похоже, что в семье муж чувствовал свою вседозволенность.

В июне 2010 года стало известно, что глава семьи позволяет себе такое, что выходит далеко за рамки человеческого понимания.

– Однажды соседи услышали, что из дома доносятся крики и плач сыновей (дочь к тому времени уже училась в Мозыре и с родителями не жила), – продолжает Артем Бурим. – Дома в это время был отец с детьми, мать ушла на вечернюю дойку. По характеру криков детей и мужчины соседи решили, что там происходит сексуальное насилие, и сообщили о своих подозрениях матери и другим родственникам. В разговоре с детьми эта версия подтвердилась. Родственники мальчиков обратились в милицию. Судебно-медицинская экспертиза показала наличие у старшего сына характерных повреждений. С детьми было сложно говорить на эту тему, но с помощью специалистов – педагогов, психологов – мы восстановили картину событий.

Изучая личность преступника, следствие выяснило, что этот мужчина изначально был нездоров. В детстве он некоторое время находился в интернате, потому что отца не было, а мать долго болела. По собственному признанию обвиняемого, там он начал переодеваться в женскую одежду, вступал в половую связь с ровесником. Потом его призвали в армию, где медкомиссия выявила у него психическое отклонение в форме легкой умственной отсталости. Это ограничение не помешало ему отслужить. Позже к этому диагнозу прибавилась еще и хроническая зависимость от алкоголя.

– С юридической точки зрения, у мужчины есть это расстройство, но свои действия он осознавал и мог руководить ими. Так что от ответственности это его не освобождает, – утверждает следователь прокуратуры. – На суде он был непоследователен. Сразу, при задержании, написал явку с повинной, а на следующий день стал говорить, что ничего не помнит. Под гнетом доказательств пришлось сдаться. В суде он раскаивается, плачет… Но очевидно, что им руководит, прежде всего, желание уменьшить наказание и быстрее выйти на свободу. Когда речь зашла о возмещении морального ущерба пострадавшим, подсудимый стал просить назначить ему исправительные работы, чтобы он мог выплачивать деньги. Но по статьям, которые ему вменяются (ст. 167, ч. 3 «Насильственные действия сексуального характера в отношении малолетних» – из них самая тяжкая, – прим. ред.), предусмотрено наказание в виде от 8 до 15 лет лишения свободы. А по старому законодательству, которое действовало до 2001 года, мера наказания за подобное преступление была вплоть до смертной казни.

Следствию удалось установить и доказать только один факт насилия в отношении детей. Однако преступник в ходе допроса сознался, что еще с 1999 года он совершал насильственные действия сексуального характера в отношении приемной дочери. Девушка его признание подтвердила, хотя ей очень не хотелось вспоминать эти жуткие моменты. Она была настолько запугана угрозами отчима, что молчала годами. По ее словам, однажды мать застала отчима, когда он пытался ее изнасиловать, но разбирательство закончилось семейным скандалом и прощением мужа…

Мать детей утверждает, что она ничего не знала. Да, возможно, догадывалась, но прощала его: он же обещал исправиться…

– Насилие в семье, когда сын избивает родителей или муж жену, встречается регулярно. И жертвы жалеют мучителей, не заявляют в милицию или забирают свои заявления. И все начинается сначала. Нужно понимать, что такой человек уже не исправится. Если он бил жену 10 лет, то не остановится, пока, скорее всего, не убьет. Если прощать раз за разом, то у виновного появляется ощущение вседозволенности, и его жестокость только усиливается, – разъясняет Артем Бурим.

Сейчас мать принимает сторону детей. Но, по словам следователя, был момент, когда она еще сомневалась и пыталась простить мужа. Тогда женщине объяснили, насколько опасны такие преступления для психики ребенка.

– Как говорят специалисты, реальный ущерб детской психике можно будет оценить только, когда дети вырастут. Заранее результат предсказать невозможно. Для кого-то это пройдет с минимальными последствиями, а другой и сам может начать совершать подобные преступления. В законе и предусмотрена такая большая санкция, поскольку вред этот сложно оценить, а иногда он непоправим, – говорит следователь.

Суд признал 52-летнего мужчину виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних. Педофилу назначено наказание в виде 13 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима.