Живя в городе, как-то не задумываешься о благах цивилизации, коими ты окружен со всех сторон. Теплый санузел, горячая вода, общественный транспорт, асфальт, супермаркеты… Закончился дома хлеб – сбегал в магазин за углом, делов-то! А как быть, если ближайший магазин находится в девяти километрах и добраться до него можно лишь в резиновых сапогах?
С каждым годом становится все больше населенных пунктов, где нет магазина. Кто-то может подумать: зачем вообще деревенским магазин, когда у них натуральное хозяйство? Мясо, молоко, овощи, яйца – все свое, а за мылом и спичками можно в выходной день в ближайшее сельпо сгонять на велосипеде или на тракторе. Но нынешняя деревня не та, что раньше. Когда-то ее без коровы и представить было невозможно, а теперь старики доживают свой век в тени городов, которые забрали из этих деревень молодежь, а вместе с ней и будущее. Летом деревни оживают: приезжают в гости к родителям дети и внуки, начинается сезон у дачников. Но сейчас деревенские улицы уныло молчат. Люди, оставшиеся здесь, как говорят они сами, «доживают свой век». Какая самая большая радость в жизни бабушки? Приезд городских детей, конечно. А еще – автолавки. Автолавка аккуратно ездит по деревням и деревенькам, потому что не имеет права бросать стариков на произвол судьбы.
Автомагазинами Светлогорского райпо по состоянию на 1 января 2015 года обслуживается 54 населенных пункта с численностью жителей 1235 человек. Работают 4 магазина: 1 в летний сезон реализует непродовольственные товары, 3 автолавки работают ежедневно. Среднемесячный оборот на один автомагазин – 160 200 000 руб. (за декабрь 2014 г.). Автомобили оборудованы холодильниками: мясные и молочные продукты можно хранить, не нарушая правил реализации. Удобно расположены стеллажи для хлебобулочных изделий, на полках – кондитерские изделия, фрукты, крупы и полуфабрикаты. Для мороженого имеется отдельный ларь. Одна из стен автолавки накрывается специальным роллетом. Когда машина приезжает на место, роллет поднимают. Получается что-то вроде киоска с полками.
Раньше отправляли на выезд продавцов из магазинов, что создавало определенные проблемы, а теперь водитель и есть продавец, а это – нелегкий труд. Ведь ему приходится и вести машину, и заниматься продажей товара. У каждого из них за спиной – курсы продавцов. Виктор Пилипейко, Василий Чернявский, Андрей Пухальский – водители-продавцы – хорошо знают своих клиентов и всегда идут им навстречу. Остановки обозначены, но останавливаются автолавки и там, где необходимо покупателю. Заезжают и в села, где есть магазины, ведь не каждый пожилой человек может легко добраться до магазина. В этот момент на помощь приходит автолавка.
Страх закрытия магазина в деревне пугал многих пожилых людей, но теперь они видят в этом преимущества. «Если раньше я в магазин ходила, то теперь магазин приезжает ко мне», – говорит одна из бабушек. Они точно знают, что автолавка пустой не приедет, ведь водитель-продавец знает сколько примерно брать товара, чтобы хватило на весь маршрут. Если товара по каким-либо причинам не хватает, он в продуктовом магазине крупной деревни может догрузиться необходимым.
За работой одной из автолавок мне пришлось понаблюдать в деревне Пожихарь Светлогорского района. Виктор Пилипейко (на снимке вверху) в этой небольшой деревне знает всех, поэтому уверенно останавливает машину у дома, где живет Софья Васильевна. Пока мужчина возится у машины, беседую с бабушкой и слышу: «Работой автолавки очень довольна».
У дома, где была следующая остановка магазина на колесах, Пелагея Никифоровна тоже хвалит работу автолавки: «Все, что скажем, то и привозит. Жонка, мабыць, раюе з ім – такі добры хлопец».
К ней присоединяется Любовь Ивановна: «Скажу только хорошее: автолавка работает отлично, водитель сигналит на всю деревню, всегда говорит, что есть, сколько стоит, потому что машина высокая и не всегда все видно на витрине. Если сегодня чего-то нет, то он старается в следующий раз привезти. Удержался у нас этот человек, нам с ним хорошо и удобно».
Нина Ивановна ждала машину у своего двора, но не выдержала и сама подошла к магазину: «Испугались, что вы к нам не приедете, ждали только вас. Автолавка приезжает вовремя, посигналит, не проезжает мимо, всегда все свеженькое. Продавец подробно рассказывает, что есть, предлагает продукцию, принимает заказы». Ее поддержала Нина Тимофеевна: «Отлично работает лавка, что заказываешь – все привозят, для нас, старых, все делают».
– Как ассортимент, удовлетворяет? – спрашиваю.
– Всегда есть все, что необходимо, – наперебой отвечают бабушки. – И продукты свежие. Главное, чтобы деньги были. А если хочется чего-то «эдакого» – можно сделать заказ, и тогда тебе в следующий раз обязательно привезут.
Мужчины-покупатели скромно стояли в сторонке и в разговоре не участвовали, затем, сделав покупки, быстро исчезли из поля зрения.
Интересуюсь у водителя-продавца, как ему работается на таком непростом участке.
– Работал водителем на продуктовой базе, работал добросовестно –рассказывает Виктор Пилипейко. – Предложили этот вариант, прошел обучение, получил «корочки» продавца. Работа – с утра до вечера, всего один выходной. Сейчас легче в том плане, что работаю с местными, а летом народу прибавляется за счет дачников, бывает с 6 утра и до 10 вечера работать приходиться. В каждую пору года свои трудности: летом – жара, зимой – снег. Молодежи трудно на этом участке, не выдерживают такой нагрузки. Людей на маршрутах знаю, каждого понимаю, останавливаюсь, как им удобно. В Присторани, например, делаю пять остановок. Если задерживаюсь где-то – всегда звоню по мобильному, предупреждаю.
Он прекрасно знает, что бабушки очень любят сладкое и… внимание, поэтому готов поддержать разговор, выслушать жалобы и просьбы, посочувствовать.
Магазин на колесах отправляется дальше по маршруту, где его ждут жители других деревень. А мне из увиденного и услышанного становится ясно, что автолавка для них значит гораздо больше, чем просто магазин на колесах. Для многих сельчан она – связующая ниточка с внешним миром, которая в глубинке воспринимается как один из немногих атрибутов цивилизации, реальная помощь и опора…