Эдуард Полоневский: «Хочу, чтобы люди становились добрей»

Об Эдуарде Полоневском мне рассказала коллега – редактор радио. «К нам интересный человек пришел, очень творческий. У него потрясающий голос, он так читает стихи! Теперь так не умеют: советская школа…» С Эдуардом Михайловичем мы встретились в городском центре культуры, куда он приехал на прослушивание перед концертом.

– Эдуард Михайлович, расскажите немного о себе.

– Я сибиряк: родился в Новосибирске. Там же учился, служил, работал…

– А как Вы оказались в Светлогорске?

– В Светлогорске – совершенно случайно (улыбается). В сентябре я из России переехал в Паричи, на родину моей матери, приобрел здесь домик. Недавно понадобилось в райцентр, уладить бумажные дела. В какое учреждение мне нужно идти, я знал лишь приблизительно – вот и перепутал здания. Запомнил, что нужно в четвертый кабинет. Вошел в дом под часами на площади, нашел кабинет… Захожу и прошу подписать бумаги. А специалист говорит: прочитайте, что написано на дверях: «Заместитель начальника отдела культуры». Так я познакомился с Ниной Васильевной Друзик. Пошутил, что по части культуры мы с ней – родственные души. Она попросила меня почитать стихи – и сразу пригласила участвовать в культурных мероприятиях города.

– Художественное чтение, исполнение поэтических произведений – это Ваша профессия?

– Нет, по профессии я занимался термообработкой металлов, работал в институте ядерной физики. А любить поэзию меня научила мама.Мой творческий путь начался еще со школьной скамьи. А читать стихи «по-настоящему» я начал в армии, где меня заметил один из ведущих актеров театра Мейерхольда и предложил взять в ансамбль. Там я исполнял стихи со сцены, вел концертные программы.

– Как сложилась Ваша «творческая карьера» после армии?

– После армии по комсомольской путевке я уехал в Норильск. И там мой голос, талант тоже оказались востребованы. Я принял участие в конкурсе чтецов в честь 50-летия СССР и стал его лауреатом. После этого меня пригласили на телевидение, я был диктором, ведущим творческих передач, записывался для радио.

Потом, отработав почти 12 лет, уехал по семейным причинам. Жил в Семипалатинске, Новосибирске, Калуге – и везде был востребован как исполнитель, как творческий человек.

– Каково Ваше амплуа как артиста?

– Во времена Советского Союза я всегда читал что-то патриотическое. Сейчас приходится перестраиваться – готовить лирику… Но я не жалею о прожитых временах. Не стану говорить, что когда-то было все плохо, а теперь – все хорошо. Во все времена есть и свои плюсы, и свои минусы.

– Помимо художественного чтения, в какой творческой сфере Вы еще себя проявили?

– Мне приходилось играть в театре. В Норильске, где я жил, был народный театр музыкальной комедии. Меня прослушали и взяли. Сыграл генерала, дипломата, банкира, директора цирка – роли, где не надо петь и плясать (смеется).

Кроме того, я сам пишу стихи. Они были опубликованы в трех сборниках в содружестве с другими авторами. Два года назад я готовил к печати собственный поэтический сборник. Русский поэт Андрей Шишков даже написал к нему предисловие. Пытался издать его в Калуге, но, к сожалению, не вышло.

Живя в Калуге, я был членом поэтического пушкинского сообщества «Натали», написал цикл стихов к 200-летию поэта, за что был награжден медалью.

– Когда Вы обнаружили в себе поэтический дар?

– Я начал писать в довольно зрелом возрасте. Знаете, мысль рождается мгновенно, придут 3-4 строчки – и сразу бегу писать… У меня есть своя жизненная позиция, свое понимание проблем – до глубины души беспокоит в людях цинизм, неоправданная жестокость, а иногда и полное отсутствие нравов. Я хочу, чтобы люди становились добрей. А насколько я прав в своих рассуждениях – судить читателю.

– Прочтите, пожалуйста, что-нибудь «из своего».

– Мирные дни… Как долго их ждали!
Мирного неба над головой…
Мы, молодые, о многом мечтали,
А главное счастье – вернулся живой…
...Майские дни сорок пятого года –
Сколько надежды вселяли они!
Мирно цвела по окопам природа…
Земля оживала. Шли мирные дни.

– Почему Вы решили обосноваться в Паричах?

– Моя мама – белоруска, родилась в Паричах, здесь похоронены мои дедушка с бабушкой. Я часто бывал в поселке и раньше, мне очень нравятся эти места. В конце концов, я окончательно сюда переехал.

– Чем Вы занимаетесь теперь? Ведете размеренный образ жизни на пенсии?

– Как человек творческий, я не могу без дела. Стихи пишу. Наладил сотрудничество с паричским клубом, участвую в концертах.

– После городской жизни трудно было становиться «селянином»? Не смущает отсутствие удобств?

– Никаких проблем! Я ребенком жил в частном доме в Сибири, в гораздо более суровых условиях. Я еще и хозяйством собираюсь обзаводиться – курицами (смеется). И, конечно, кошку с собакой – куда ж без них? Огород посажу… Здоровье позволяет – я сам за ним слежу, не хожу к врачам. Зарядку утром делаю, на велосипеде катаюсь. Приседаю, дрова колю. Хочу баньку сделать.

Я рад, что в частном доме у меня всегда есть работа. Вот так и буду строить свою теперешнюю жизнь.

– Спасибо, Эдуард Михайлович! Нескучной Вам жизни и творческой реализации!