В Беларусь пришли Коляды – один из наиболее интересных, загадочных и мистических праздников славян. В колядных обрядах смешались язычество и христианство, народные поверья и приметы. О том, что Коляды – это не только пёстрая толпа детишек, осаждающих наши двери в ночь на Старый Новый год, рассказали в организационно-методическом центре (РОМЦ) отдела культуры райисполкома.
«Коляды традиционно отмечаются с 6 по 24 января по новому стилю, – говорит заведующая отделом традиционной культуры и массовой работы РОМЦ Светлана Оскерко. – Непременным атрибутом этого периода является кутья – каша из одного или нескольких видов крупы. В эти дни, как говорят селяне, «ничего делать нельзя», а потому люди днями сидели на лавочках возле дома, вечерами ходили друг к другу в гости. На моей малой родине, на Минщине, моя бабушка эти две недели лузгала тыквенные семечки прямо на пол, и не убирала, чтобы был достаток, урожайный год».
По словам Светланы Александровны, во время Коляд готовились три кутьи. Первая, «большая кутья», готовилась в рождественский Сочельник. Каждая хозяйка в этот день с утра затевала генеральную уборку, а затем приступала к приготовлению ужина.
«Вячэра должна была быть постной, – подчёркивает Светлана Оскерко. – Как правило, готовили селёдку или другую рыбу с подсолнечным маслом, квас с грибами, блины с маком, овсяный кисель и, конечно, постную кутью – без жира, но с добавлением изюма, сухофруктов или мёда».
Перед заходом солнца кутью ставили в красный угол. Пробовать её запрещалось не только до ужина, но и во время приготовления. С появлением на небе первых звёзд, стол устилали сеном, которое накрывали скатертью. К этому времени вся семья должна была быть дома. Хозяин садился за стол первым, слева от него, по старшинству, садились сыновья. По другую сторону стола садилась хозяйка с остальными детьми. Каждый должен был попробовать все приготовленные хозяйкой блюда. Последним обрядовым блюдом ужина была кутья.
«С первой кутьёй в народе было связано много примет, – рассказывает Светлана Оскерко. – Верхний подсохший слой кутьи снимали и отдавали курам, чтобы они хорошо несли яйца. Зачерпнув первую ложку кутьи, хозяин стучал в окно и звал Мороза, чтобы тот отведал каши и не морозил жито, гречку и горох. В тот же вечер гадали о будущем урожае льна: если из-под скатерти вытягивался длинный клок сена, то и лён будет высокий. Если кутья у хозяйки удалась, то ожидали и богатого урожая ячменя. Через три дня сено убирали из-под скатерти и вручную скармливали скоту».
Через неделю, на Старый Новый год (с 13 на 14 января), варили вторую кутью. Стоит отметить, что каша на все три кутьи варилась в одном и том же горшке и с одинаковым количеством круп. Во вторую кутью можно было добавить масла, а на стол каждая хозяйка старалась приготовить большой и сытный ужин не менее чем из дюжины блюд, чтобы встретить Новый год в полном достатке.
«На столе должны были обязательно быть мясо, колбасы, – говорит Оскерко. – Люди старались к этому дню рассчитаться со всеми долгами, чтобы не быть должником целый год. И, конечно же, в полночь много гадали на будущее».
По словам специалиста, наиболее распространено было гадание по штакетинам в заборе. Незамужние девушки ставили миску с кутьёй возле сарая и бежали к забору. Берясь рукой за каждую штакетину, говорили: «Молодец, вдовец, молодец, вдовец...» Последняя штакетина забора и показывала, кто будет мужем: парень или вдовец.
«Чтобы узнать, в какой стороне будет муж, девушка выходила на перекрёсток и прислушивалась: где залает собака, в ту сторону она и пойдёт замуж, – говорит Светлана Оскерко. – Моя бабушка в девичестве гадала на суженного по сапогам: клали в носки сапог кусок хлеба, луковицу и кольцо. Если девушке выпадал сапог с хлебом, её ожидал удачный брак и жизнь в достатке. Если с луковицей – будущий муж будет горьким пьяницей. Кольцо обозначало замужество уже в этом году».
«У нас в Лунинецком районе гадали в бане, – рассказывает режиссёр РОМЦ Юлия Зотикова. – Девушка раздевалась, зажигала свечу и ставила друг против друга два зеркала. Нужно было встать между зеркал и вглядываться в получившийся коридор, пытаясь увидеть лицо будущего супруга».
В ночь с 13 на 14 января по домам и квартирам теперь ходят ряженые колядовщики, хотя в некоторых местностях и до сих пор лучшей для колядок считается Рождественская ночь. Оказывается, в разных деревнях Светлогорского района Коляду отмечают по-разному. Прежде всего, это касается главных колядных персонажей.
«Например, в деревне Мармовичи по домам ходил Дед Мороз, Снегурочка и цыгане, которые водили козу – символ урожая, – говорит Светлана Оскерко. – В Прудке козу водили колядовщики, а цыгане гадали. В деревне Михайловка непременным персонажем группы был Колядар со звездой, которого сопровождали цыгане с козой и медведем. Они ходили по дворам, посыпали хозяев житом, желая им достатка и здоровья, а незамужним девушкам – удачного брака. За это их необходимо было щедро одаривать мясом, салом, колбасами – считалось, что чем больше подаришь колядовщикам, тем богаче будет в доме. Если колядовщики обходили какой-то дом стороной, это считалось позором, предвещая беды».
«Сейчас, я считаю, это стало в большей степени детским праздником, – добавляет Юлия Зотикова. – Например, оба мои сына очень ждут этого дня, готовятся, разучивают стишки и песни. С самого утра они собираются в компании, наряжаются пиратами или чёртиками, девочки – цыганками, и идут по квартирам подъезда. К вечеру приходят довольные, с пакетами, полными разных угощений, сладостей. Для них это радость, настоящий праздник».
Последней в праздновании Коляд была третья, «водяная» кутья, которую устраивали накануне Крещения. Этот ужин не был долгим. Люди ели торопливо, надеясь, что летом так же быстро управятся с основными полевыми работами. Через три дня после Крещения Коляды заканчивались, и люди приступали к своей повседневной работе.