USD 1 USD
2,14 0,00
EUR 1 EUR
2,43 0,00
RUB 100 RUB
3,27 0,00
Курс валют на 25.02.2019, НБРБ
 

Режиссер театра «Спадчына» Ада Яковлевна Кузьменкова

Ада Яковлевна Кузьменкова

Светлогорску, небольшому провинциальному городку, повезло больше других белорусских городов: здесь всегда был и есть театр. Горожане знают и любят свою «Спадчыну», помнят каждый спектакль и с нетерпением ждут очередную премьеру.

Так уж повелось, в канун городских юбилеев вспоминать и чествовать первостроителей, а также тех, кто стоял у истоков городских традиций, кто своим самоотверженным трудом снискал ему славу, в том числе и на ниве культуры.

Я встретилась с режиссером «Спадчыны» Адой Яковлевной Кузьменковой, преданной театру, хрупкой со стальным стержнем внутри, интеллигентной, доброй и бесконечно талантливой женщиной. Первая фраза, произнесенная Адой Яковлевной в ответ на мою просьбу об интервью, прозвучала резко и решительно: «Его не будет. Я интервью не даю». А я, как великий Станиславский, сказала в сердцах: «Не верю!» Интервью в чистом виде действительно не получилось, но зато я с удовольствием слушала, забыв про время, монолог женщины-режиссера, положившей свою жизнь на алтарь искусства.

«Младенчество и детство пришлись на годы военного лихолетья. Жили в большом деревянном доме на 8 семей (этот дом сохранился в Паричах до сегодняшнего дня). Было голодно, холодно и огромная беда – одна на всех. Даже вспоминать не хочется. После войны родители построили свой собственный дом. Школьные годы пролетели незаметно. Любимым развлечением паричан, да и моим, были вечера в Доме культуры, где показывали кино. Во все глаза часами смотрела на экран и мечтала, мечтала… Однажды увидела фильм о балерине и буквально заболела идеей стать такой же, как главная героиня – легкой, воздушной, собирающей огромные залы зрителей. А пока… С отцом не пропускали ни одного радиоспектакля, благо в дом провели радио. Мама шила, а мы с папой внимали каждому слову артистов, а затем бурно обсуждали спектакль».

Активистку, комсомолку Паричский горком комсомола направляет на шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. В столице живет ее дядя, поэтому Ада воспользовалась возможностью побывать на этом масштабном празднике.Деревенская девочка была потрясена увиденным. Особенно впечатлил цирк, и вот уже «будущая воздушная гимнастка» подает документы на поступление в цирковое училище. «Подумаешь! 27 человек на место, я-то чем хуже?», – решила девушка и смело пошла на творческие испытания. Сегодня она сама не может объяснить, как решилась на такой шаг. Через призму прожитых лет она смотрит на себя, ту 17-летнюю девчонку, глазами членов приемной комиссии – маститых и именитых мастеров арены – и на лице невольно появляется улыбка.

«Немного полноватая, босая, в черном трикотажном купальнике выделываю фортеля: кручу сальто мортале, кульбиты, сажусь на шпагаты, которым меня никто и никогда не учил. Смешно, но ведь правда».

Правда, до экзаменов дело на дошло и Ада поехала домой. А дома ее ждал сюрприз: в Паричах гастролировал Бобруйский театр. Главный режиссер театра и его супруга снимали комнату у них в доме. После каждого спектакля, по вечерам, все домочадцы вместе с режиссером А.Аркадьевым обсуждали спектакль, причем, мнение каждого принималось во внимание. В один из вечеров режиссер неожиданно предложил Аде поступить на работу в театр. Отец был категорически против, он настоятельно требовал устраиваться на работу на кирпичный завод, чтобы иметь настоящую профессию. Но девушка уехала в Бобруйск. Ее назначили заведующей реквизиторским цехом театра и стали предлагать эпизодические роли. В 1959 г. для постановки спектакля «Егор Булычев» по пьесе М.Горького был приглашен заслуженный режиссер БССР Дмитрий Орлов. Аркадьев решил, что Аде надо показаться ему и для этого попросил ее принести чай Орлову. Впервые в жизни надев брюки, с трясущимися руками, она вошла в большой зал, где только что закончилась репетиция, предложила чай. Завязался непринужденный разговор. После продолжительной беседы Аде была предложена роль монашки. Театр много гастролировал по городам и весям. В спектакле А.Островского «На бойком месте» на выезде она сыграла свою первую главную роль, вместо заболевшей артистки. Все сомнения остались в прошлом и Ада поступила в Московский народный университет культуры на отделение художественного чтения.

«С концертом поехали в Мозырь. У меня случился приступ аппендицита. Операция прошла успешно, и в процессе выздоровления я поняла, что это мой шанс приблизиться к еще одной детской мечте – стать врачом-хирургом. Я упросила врача, чтобы мне разрешили присутствовать на операции. Вот здесь-то, в операционной, я и упала в самый настоящий, а не театральный обморок!»

В 1960 году сменила статус и девичью фамилию – стала женой, а в скором времени – и мамой. В 1962 году из-за возникших жилищных проблем вместе со своей семьей приехала к маме в Паричи. Устроилась на работу в Дом культуры руководителем театрального кружка. Когда дочери исполнилось 5 лет, они с мужем решили переехать в Светлогорск, который к тому времени отмечал свой 5-летний юбилей. Работала на заводе СЖБ в отделе ОТК, но главным направлением деятельности была организация художественной самодеятельности. Это была ее стихия: находить творческих людей, объединять, сплачивать единомышленников, репетировать и радовать зрителей своим талантом. Казалось бы, что мечта стать врачом давно канула в лету, и она о ней просто забыла и отступила перед боязнью лишаться чувств от вида медицинских манипуляций. Другой бы отступился, но не Ада. И она поступает в медицинское училище без отрыва от работы на вечернее отделение и спустя 3 года успешно заканчивает его. На мой вопрос, что может быть общего между профессиями актрисы и медсестры, Ада Яковлевна философски ответила: «Артист лечит человеческие души, врач – человека». Полученные знания пришлось реализовывать в детском саду №10. Работала воспитателем и параллельно занималась художественной самодеятельностью. «Заразила» театром всех сотрудников сада. В едином творческом порыве разучивали роли, репетировали, изготавливали декорации, шили костюмы и выпускали спектакли.

Вскоре поступило приглашение на работу в ДКЭ. Ада Яковлевна не только возглавила культурно-массовый отдел, но и стала экскурсоводом в краеведческом музее Дома культуры. Кроме того, в 1969 году поступила в Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской. Свои первые спектакли «Любовь к человеку» Л.Карасева и «Золушка» Г.Габбе она помнит в мельчайших подробностях. Помнит, как сама делала арку, а чтобы придать ей сказочный, сверкающий вид, била елочные игрушки и клеила блестящие осколки на арку и, заодно, на туфли для Золушки.

Спектакль «Звонок в пустую квартиру» по мотивам пьесы Д.Угрюмова стал для нее поистине судьбоносным. Его увидел директор ДКХ Владимир Громов. Спустя короткое время Владимир Григорьевич зашел в музей ДКЭ к Аде Яковлевне. Состоялась беседа, в ходе которой она и узнала о том, что спектакль его впечатлил и, поскольку, формировался творческий коллектив нового Дворца культуры химиков, ей поступило предложение возглавить театральный коллектив. Так, в 1973 году Ада Кузьменкова стала первым режиссером театра «Спадчына». 1975 год был богат на знаковые события: успешно закончен институт, выпущен дипломный спектакль «Трибунал» по пьесе А.Макаенка, коллективу театра присвоено звание «Народный». С 1977 года должность А.Я.Кузьменковой стала называться «режиссер-постановщик». При поддержке начальника отдела культуры Л.П.Бондаревой она стала первым режиссером-постановщиком всех значимых городских мероприятий, праздников, уличных шествий. Любимые всеми горожанами от мала до велика массовые праздники на главной площади Светлогорска – это ее идеи и достойное воплощение.

Аду Яковлевну Кузьменкову можно назвать новатором в культуре и счастливым человеком, ибо все задуманное она смогла реализовать.

«Очень мне нравилась передача «Утренняя звезда». И я решила, что в нашем городе есть дети – победители конкурсов художественной самодеятельности. Почему бы и нам не сделать нечто похожее на эту телевизионную программу? Первый городской фестиваль не заставил себя долго ждать. Сценаристом и первой его ведущей стала Людмила Горохова в тандеме с Александром Бородюковым, коммерческим директором Иваном Пекуриным. Конкурсантов готовила к выступлению Ирина Шульга. Правда, названия у фестиваля тогда еще не было, оно появилось чуть позже. Но главное – детский фестиваль «Провинция» по-настоящему любим и сегодня».

Хочется добавить, что любим также, как и театр «Спадчына». Новых премьер вам, Ада Яковлевна, творческих свершений, крепкого здоровья!

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook и Одноклассниках чтобы быть в курсе последних событий города Светлогорска. Если у вас есть интересная светлогорцам информация, пожалуйста, сообщите о ней!

Добавить комментарий

Защитный код Обновить