«Самое главное в жизни – сама жизнь»

Михаил Бывальд

С Михаилом Ивановичем мы встретились в тренажерном зале ДЮСШ-2, куда он регулярно ходит на тренировки около 10 лет.

Этой встрече поспособствовал тренер Владимир Лукьянов, представив моего будущего собеседника как интересную, неординарную личность и просто активного человека, не забыв упомянуть одну важную деталь: Михаилу Бывальду 82 года.

Инженер-нефтяник родом из Брагинского района, покинув малую родину в юном возрасте, отучился в Москве и по распределению поехал на Сахалин. Там его трудовые пути прошли от Дальнего Востока до Западной Сибири. Более 30-ти лет Михаил Иванович живет в Светлогорске, сохраняя активную жизненную позицию по сей день. Он цитирует Тургенева, Генриха Гейне в оригинале, свободно говорит по-немецки, стремится к познанию истины через философские трактаты и религиозные лекции… Учитывая возраст собеседника, вопрос напрашивался сам собой:

– Михаил Иванович, для чего Вы ходите в тренажерный зал?

– Со спортом я не дружу, а живу почти всю мою жизнь, занимаюсь с юных лет. В советские времена комсомолец был просто обязан, кроме прочего, быть еще и спортсменом. Была такая программа, которую мы активно выполняли, – ГТО («Готов к труду и обороне» – программа физкультурной подготовки в СССР – прим. авт.) и комплекс БГТО («Будь готово к труду и обороне» – прим. авт.). Выбор по видам спорта был разнообразным. Но, в основном, я был сориентирован на длинные дистанции в легкой атлетике, бокс и спортивную гимнастику. Осталось за мной главное – бокс и бег на длинные дистанции. Даже марафон пробовал...

Что побуждает меня заниматься спортом? Здоровье, это все понятно… Мне даже приходилось слышать такие «комплименты» в мой адрес: «Он хочет долго жить, поэтому занимается». Эта несуразность мне не очень приятна. Сколько кому жить – это никто еще не может отрегулировать. Как говорят в народе: Богу известно, сколько нам жить. Но тот период, который нам отведен, должен быть активным и содержательным. И здесь спорт – неоценимая часть сложного, но очень важного для человека понимания жизни и формирования своего образа.

– Что дают Вам занятия спортом?

– Что в жизни самое главное? Скажете, здоровье? Нет. Что самое интересное в жизни – скорее так надо спросить. Самое интересное в жизни – сама жизнь. И в ней важна радость жизни, одной из составляющих которой является физкультурно-спортивная деятельность. Это аксиома. Трудно понять тому, кто в этом не побыл. А если кто-то это вкусил, то остается приверженцем спорта навсегда. От занятий спортом всегда остаются следы. Я хоть был и в любительском спорте, но нагрузки выполнял нормативные. А они не простые и не легкие. Так вот, следы тех нагрузок остались. Что интересно, они запоминаются тем, что нельзя жить без них. Когда я позволяю себе расслабиться, в смысле психо-физической нагрузки, у меня проявляется своеобразная «ломка»: портится настроение и т. д. Это мой образ жизни, который не оставляет меня в покое до настоящего времени. А второе – спорт учит человека побеждать себя, побеждать трудности. Без этого жизнь не получается такой, какой она, казалось бы, должна быть.

– Принимали ли Вы участие в соревнованиях?

– Я участвовал в любительских соревнованиях. Уровень не высокий, но целей и задач таких и не ставил. Выше областных я не проходил. Но это было не в Беларуси, а на Дальнем востоке и в Сибири. А здесь я уже не в том возрасте был. А так и на ринге выступал и на дистанциях по бегу. Вроде воспринимали меня.

– Как проходят Ваши тренировки на данный момент?

– У меня свой комплекс упражнений. Во-первых, не пробежаться я не могу, хоть и бегун уже никакой. Но км 8-10 трусцой или спортивным шагом утром пройти нужно – это в Страковичи и обратно примерно. Потом прихожу в зал – и здесь по своим возможностям, физическим и силовым, подбираю упражнения, хорошие рекомендации дает тренер Лукьянов. Я и сам вижу, что мне больше подходит. И после такого полудня у меня отличное настроение, и оно до конца дня позволяет мне работать и с книгами, и с общим самообразованием.

– Как Вы можете оценить уровень организации спортивного досуга в городе?

– Не только сама тренировочная работа, но и организационно-техническая база на очень хорошем уровне. Например, школа общефизической подготовки, в которой мы сейчас ведем разговор, – это исключительно замечательное средство для формирования, особенно молодых людей, с точки зрения их здоровья и силы, внешности и скромности. Это замечательно. Захожу я и в школу бокса: в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва очень хорошо поставлена работа, они недавно стали серебряными призерами областных соревнований. Что касается школы общефизической подготовки, по отдельным видам спорта, особенно по пауэрлифтингу, немало выпущено мастеров спорта, есть призеры не только региональных, областных и республиканских, но и международных соревнований. Школа юных футболистов показывает лучшие результаты в республике. Поэтому, живя в этом городе, грешно оставаться неспортивным.

– Как близкие относятся к Вашей активной спортивной жизни?

У нас с супругой Галиной Федоровной полное совпадение в этом плане. Она занималась плаванием на уровне кандидата в мастера спорта, а спортивной ходьбой продолжает заниматься и сейчас. Фиксирует свои результаты в дневники. За год прошла почти 2700 км. Азы спорта мы закладывали детям, их у нас двое. Но свое увлечение они не пронесли во взрослую жизнь. То ли жизнь так сложилась, то ли взгляды так сформировались… Хотя ничего особенного здесь нет. Я такой. Мне это и в детстве никто не прививал, лекций не читал, что надо заниматься спортом и т. д. Это мой образ жизни, который сложился сам по себе. Я считаю, что человека нельзя воспитать.

Образ жизни складывается сам по себе. Его можно, в отдельных случаях, приучить, но это включает элементы насилия. Но можно создать условия, и, если у человека внутреннее богатство есть, этот букет расцветет. Если человек не живет со спортом, у него неполноценная культура. Может, это мое субъективное мнение, но я считаю, что это так. Ведь эстетику никто не отменял. С древних времен эстетика являлась одним из самых сложных вопросов философии. Не отношу себя к эстетическому идеалу. Но я рос под этим влиянием. И вот посмотрите: я один здесь дедушка. Но мне приятно заниматься среди молодых людей, приятна эта аура. Это вызывает эмоции, воспоминания, очень приятно. Но спорт – это сложное и трудное дело. И удержаться в нем долго очень непросто.

– Можете ли назвать себя верующим человеком?

– Я не воцерковленный: родился в другой эпохе, но никогда не имел отрицания к религии. Но и активности к восприятию не проявлял. Вопрос очень сложный: если бы был простой, то тысячелетиями не существовал бы. Что первично – инстинкт или сознание? На этот вопрос ответить трудно и невозможно. Основные побуждения к жизни строятся по инстинкту. Природная часть человека и сознание в очень трудных взаимоотношениях. Интеллектуальное напряжение требуется для сознания, но это трудно. Остаться в природе и верить в природу – это можно, это легко. Но трудно отказаться от страстей. Вот мы такие, какие есть. Мы все разные. Это и хорошо.

– В чем истинное счастье, по Вашему мнению?

– Если бы все были счастливы, то было бы это истинное счастье? Нет. Не было бы борьбы за жизнь. И богатыми не могут быть все. Нас морально или нравственно убедили в том, что основную цель составляют деньги и этим самым вручили нам оружие, которым мы убиваем друг друга. Меня этот вопрос никогда не интересовал с точки зрения многого, но интересовал с точки зрения необходимого. Я приверженец древнегреческого философа, который сказал: «Я богат тем, что я беден». Если у человека сформировалось собственное понятие совести (а совесть – это компас жизни человека), то этот человек счастлив.