Почетному гражданину Светлогорска Изяславу Григорьевичу Котлярову - 80 лет. Он родился 21 февраля 1937 года в Чаусах Могилевской области. Детские и юношеские годы прошли в Могилеве. Окончил факультет журналистики Белгосуниверситета, работал в газете летчиков гражданской авиации «Западная трасса». Член Союза журналистов СССР с 1965 года. С 1966 года живет в Светлогорске.
Один из инициаторов и создателей городской картинной галереи «Традиция» имени Германа Прянишникова. С 1992 по 2008 годы — ее руководитель. Награжден нагрудным знаком Министерства культуры РБ «За личный вклад в развитие культуры Беларуси», Почетными грамотами Республиканского комитета по печати, Министерства культуры РБ, Гомельского облисполкома и другими. В 2001 году присвоено звание Почетного гражданина города Светлогорска. С 1990 года — член Союза писателей СССР. Сейчас — член Союза писателей Беларуси и Союза российских писателей. Стихи Котлярова публиковались в журналах «Знамя», «Юность», «Нева», «Аврора», «Форум», «Смена», «Неман», «Немига», «Новый журнал» (Нью-Йорк), в альманахах «День поэзии» (Москва), «Поэтический Олимп» (Москва), «Встречи» (Филадельфия), в «Литературной газете», «Литературной России» и других изданиях. А еще он автор около 30 поэтических книг. Изяслав Григорьевич Котляров — инициатор создания памятника основателю Шатилок Роману Шатиле, воплощенному скульптором Астафьевым, а также совместно с помощником Президента РБ Александром Серафимовичем Якобсоном монумента в честь операции «Багратион». Такова вкратце биография юбиляра.
«Хотел бы ещё раз прожить 50 лет в Светлогорске», — говорит Изяслав Котляров.
Какие идеи волнуют журналиста, поэта и гражданина Изяслава Котлярова сегодня? Какими ему видятся перспективы, и как он воспринимает современную жизнь? Об этом мы беседуем с Изяславом Григорьевичем.
Воспоминания
— Всякий юбилей — неожиданность, — говорит он, — тем более 80-летний. Когда смотрю в паспорт, умом понимаю, но сердцем не верю, что мне 80. Однако соглашаться приходится, потому что окружающие говорят, что это именно так.
В Светлогорске я оказался после окончания Белгосуниверситета имени Ленина, но уже имея профессиональный журналистский стаж в газете летчиков гражданской авиации «Западная трасса». В то время начиналось строительство целлюлозно-картонного комбината, были заложены фундаменты под промышленные корпуса, и главный инженер предприятия светлой памяти Александр Ильич Чиж водил меня по этим фундаментам и так убедительно рассказывал о будущем комбинате, что можно было наяву представить его работающим. Я написал для «Советской Белоруссии» о строящемся комбинате. В этом молодом городе, не нанесенном еще тогда ни на одну географическую карту, для журналиста было очень много тем. Но о работе в районной газете не задумывался. Уже тогда писал стихи и более тяготел к чисто литературному труду. Думал стать вольным журналистом, сотрудничать с республиканскими газетами и журналами. Но регулярно публиковаться на страницах республиканской прессы и жить только за счет гонорара было сложно.
Редактором светлогорской районки в то время был Дмитрий Федотович Карась. Он пригласил меня, я согласился и стал сотрудником газеты «Агні камунізма».
Очень интересное было время. Город лишь начинал обретать современные очертания. В газете работали настоящие энтузиасты. Помню, как вместе с Михаилом Даниловичем Кандидатовым и Александром Герасимовичем Хомицевичем во время пуска цеха гофротары на ЦКК мы целую ночь дежурили, чтобы самим увидеть первые метры гофротары. Мы жили нашей работой. Очень интересно было наблюдать за строительством завода искусственного волокна.
Нас окружали прекраснейшие люди, настоящие герои войны и труда. Такие, как Александр Николаевич Завадский — легендарная личность. Он руководил строительством Василевичской ГРЭС буквально с первого разметочного колышка. Рассказывал, как на сосне прибил табличку с надписью «Здесь будет Василевичская ГРЭС». А потом был первым её директором, стал Почетным гражданином Светлогорска. Мы дружили с Героем Социалистического Труда, бригадиром кровельщиков Иваном Федоровичем Хмаруном, Иваном Самойловичем Каяфюком, бывшим командиром партизанской разведки во время Великой Отечественной войны, а затем — первым управляющим строительного треста № 20, с Евгением Григорьевичем Садовым — комиссаром партизанской бригады. Во время войны его отправили к украинским партизанам. Но самолет был сбит над территорией Белоруссии. Садовой упал вместе с самолетом в болото и больше недели пролежал с поврежденными ногами в ожидании помощи. Я помогал ему в написании книги «Это стало судьбой». Мы дружили с прекрасным человеком Всеволодом Евгеньевичем Мигаем. Его книгу «Березина в огне» мы с Софьей Шах готовили к печати, и она вышла. Всегда ощущал себя летописцем истории Светлогорска. Издал брошюры о стройтресте № 20 и домостроительном комбинате.
До сих пор не могу отрешиться от журналистики. Являюсь членом редколлегии журнала «Государственный контроль», где веду рубрику «Духовное пространство», опубликовал интервью с Госсекретарём Союзного государства Рапотой, бывшим председателем Счётной палаты России Степашиным, руководителем Национальной академии наук Беларуси Гусаковым, директором Национальной библиотеки Мотульским и другими знаковыми не только для нашей страны людьми. Регулярно публикуюсь на страницах республиканских периодических изданий.
Но главной темой остаётся всё, что связано со Светлогорском. Ему изначально повезло. Сюда приехали люди на Всесоюзную ударную стройку по комсомольским путевкам. Это были романтики, в лучшем смысле слова фанатично преданные Советскому Союзу. Они приехали возвести новый город. Именно их характеры, их ощущение жизни, мне кажется, хранят Светлогорск и сегодня.
Тема войны
— Тема Великой Отечественной войны для меня также важна, как и тема строительства нашего города. В принципе, многое из того, что делаю, имеет отношение к моей поэзии, которая, в свою очередь, во многом навеяна Великой Отечественной войной, ощущениями послевоенного детства. В память о величайшей военной операции «Багратион» установлен монумент и создан мемориальный комплекс, благодаря помощнику Президента РБ Александру Серафимовичу Якобсону, госсекретарю Союзного государства России и Беларуси Григорию Алексеевичу Рапоте. А у меня появилась поэма «Бридский мох», вошедшая в книгу стихов о войне «Верность» и посвященная подвигу советских воинов во время операции «Багратион». Ее презентация прошла в Минской ратуше, в президентской библиотеке, в Национальном художественном музее. Сейчас написал поэму о трагедии деревни Ола. Отрывок из нее опубликован в газете «Беларусь сегодня».
Мое глубокое убеждение в том, что память о войне не должна исчезнуть. Нам необходимо обеспечить преемственность ее. С этой целью вот уже три года пытаюсь создать республиканское общественное объединение защитников памяти и правды о Великой Отечественной войне. Удалось создать Минскую городскую, Гомельскую областную и Светлогорскую районную организации. Но республиканская также необходима. Молодежь должна знать о роли СССР в победе над фашистской Германией. Развал Советского Союза — преступление перед историей. Память исчезает, выхолащивается, ее пытаются оболгать, уничтожить. Надеюсь, что Болеслав Казимирович Пирштук — вице-спикер парламента и Галина Васильевна Филиппович — депутат Палаты представителей Национального собрания РБ, помогут. Она уже обращалась с этим предложением к Президенту. Он сказал, что дело святое, и обещал помощь.
Философия жизни
— Если бы у меня спросили, чего ты больше всего хочешь, я бы ответил своими стихами: невозможного. «Понять не стоило труда: жил временно, а умер навсегда». Так вот, умирание навсегда для меня невозможно. Я с этим не смирился до сих пор и не смирюсь. Было бы более справедливо: сколько ты прожил, настолько и ушел из жизни. А потом опять возвратился. Если бы так было, то, наверное, имела бы человеческая жизнь больший смысл. В августе прошлого года исполнилось 50 лет, как я живу в Светлогорске. Если бы появилась такая возможность, я бы еще 50 лет прожил именно в этом городе. Мне хочется видеть его будущее.
Сама человеческая жизнь — это трагедия. Трагедия оттого, что от самого рождения твой каждый новый день — это путь к исчезновению.
Человечество должно обратить серьезное внимание на опасность самоуничтожения. Нельзя делать зла земле, которая нас терпит. Сколько сейчас глупой неряшливости в жизни! Мы стали очень меркантильны, все пытаемся измерять деньгами. Думать нужно и о той жизни, которая будет после нас.
Человек рождается со сверхзадачей. Он имеет возможность ее выполнить: сделать нечто большее, чем просто прожить на этом свете. Быть уникальным, а прожить жизнь впустую — настоящая трагедия. Еще большая — прожить не свою, а чужую жизнь. К сожалению, многие люди живут не осознанно, не умеют задуматься над сущностью своего предназначения. Этому призваны помочь музыка, поэзия, живопись.
Идеи
— Сейчас я очень хотел бы, чтобы в деревне Ола появился мемориал. В 1944 году фашисты уничтожили там 1758 мирных жителей, из них 950 детей. Недавно капсулу с землей из этой деревни взяли в столичный храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных в Отечестве нашем, являющийся главным духовным общенациональным мемориалом в память о миллионах белорусов, погибших и разбросанных по всему миру. В крипте храма собирается земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Отечества, а также с мест захоронений мирных жителей, ставших жертвами военных действий.
Еще мечтаю о монументе в честь первостроителей Светлогорска, о памятнике нашему земляку академику Степану Некрашевичу, памятнике Пущиным у школы искусств, о том, что когда-нибудь восстановят построенную ими церковь в Паричах. Надо бы заложить на набережной парк памяти в честь исторических для Светлогорска людей... Почему в нашем городе до сих пор нет филиала высшего учебного заведения? А разве при объединении «Химволокно» не пора открыть республиканский научно-производственный центр? Ведь продукция, которую выпускают здесь на основе углеродных материалов, фантастична! И конечно же, нуждается в научной государственной поддержке... Все это тоже имеет отношение к преемственности лучших традиций Светлогорска. А человеческая жизнь не заканчивается, пока живы традиции, пока есть память.
Мироощущение
— Если бы мне не напоминали, что мне столько лет, я бы об этом и не знал. Во мне живут все возрасты одновременно. Для меня, 80-летнего, характерно ощущение огромной скорости времени. Оно стало исчезать быстрее, чем появляется.
В человеке должна присутствовать вера в божественное предназначение. Искреннее отношение к этому меняет всю его жизнь.
Самое страшное — когда человек лишается разума. Даже при железном здоровье, но с отсутствующим разумом он перестает быть собой.
Планы на будущее
У меня издано около 30 поэтических книг. Это достаточно много, но есть еще что издавать, еще полны блокноты новых стихов. Ощущение того, что жизнь — это поэзия, у нас с женой — членом Союза писателей Беларуси Софьей Шах — всегда присутствовало. Мы никогда не опускали свои жизни до будничного, потребительского к ней отношения. Поэтому будем еще писать стихи, издавать книги, помогать картинной галерее, воплощать замыслы в жизнь