Профессор кафедры истории Белорусского государственного технологического университета, доктор исторических наук, член Геральдического Совета при Президенте Республики Беларусь Сергей Евгеньевич Рассадин — личность весьма известная в Светлогорске. Прежде всего, тем, что благодаря его настойчивой работе в архивах различных стран, впоследствии нашедшей стопроцентное подтверждение на практике, был обнаружен и раскопан город Казимир.
Археологическая экспедиция в деревне Королева Слобода в прошлом году дала фантастические результаты. К восторгу ученого, погребенные под слоем земли останки уничтоженного атаманом Золотаренко города Казимира оказались нетронутыми. Благодаря тому, что город просуществовал всего двенадцать лет, культурный слой не имеет напластований других эпох. Это дает возможность «отследить» на относительно небольшом куске пространства 17 век, что называется, в чистом виде.
Сегодня автор книги «Славяногенез. Первые славяне», изданной по личному распоряжению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, профессор Сергей Евгеньевич Рассадин, отложил доклады в Париже и Пекине о происхождении славян. Причина сокрыта в возможности отыскать историческое ядро той местности, где все мы проживаем — подворье легендарного основателя Шатилок Романа Шатилы. И первый же этап раскопок на Шатилинском острове, находящимся в устье отходящего от Березины Холодного канала, принес успех! Найдено полное археологическое подтверждение с вещественными доказательствами.
— Шатилинский остров впервые упоминается в документе, датированном 1560 годом, — рассказывает Сергей Евгеньевич Рассадин. — Сам документ сохранился в польском списке 1794 года. Имеющиеся документы позволили с достаточной степенью точности локализовать участок поисков. Окруженная остроколом укрепленная усадьба, находящаяся на крутом берегу, позволяла контролировать все торговые и транспортные потоки, проходившие по Березине. Она же давала возможность всем купцам и прочим торговым людям, двигавшимся среди диких лесов и болот по Горвальскому шляху, искать убежища и ночлега у королевского служителя Романа Шатилы. Найденные во время раскопок мушкетные кремни наталкивают на мысль, что шляхтич имел оружие и вполне мог оказать защиту нуждающимся. Вкупе с мушкетными кремнями, найденные кавалерийские удила 16 века позволяют предположить наличие боевых лошадей. То есть, возможная усадьба Романа Шатилы вполне могла выполнять функции дальнего военного форпоста.
Но оказалось, что Шатилинский остров таит в себе гораздо больше загадок, чем можно было бы предположить на первый взгляд. На нем обнаружены остатки печи Древнерусского времени. На том же острове, на том же месте в пределах 100-метрового раскопа обнаружены материальные предметы Древнерусского времени, сперва 11-14 веков, а потом и более ранние — древнерусская керамика, даже лепная 9-10 веков.
Но и это не все! Когда археологи немного отступили от места, где стояла предполагаемая усадьба Романа Шатилы 16 века, там обнаружили ненарушенный культурный слой 6-8 веков! Найденные материалы хорошо датируются найденной железной булавкой.
Таким образом, постоянное поселение в историческом ядре Светлогорска возникло в 6 веке нашей эры — в самом начале средневековья! Да, поскольку с тех времен не сохранилось письменных свидетельств существования поселения, говорить о тысячелетнем возрасте Шатилок и Светлогорска, как юридического правоприемника, не приходится. Но археологическое подтверждение тому найдено! А вот 16 век — эпоха ренессанса и возрождения нам по плечу, поскольку есть письменный документ.
Даже полученной информации с лихвой хватило бы на несколько сенсаций. Но оказалось, что профессор Рассадин припас в рукаве козырный туз. Дело в том, что к нему попали экспонаты эпохи мезолита — 5-го тысячелетия до нашей эры! Они показывают, что люди посещали это место еще в каменном веке, вскоре после окончания эпохи мирового оледенения!
Поистине невероятные археологические открытия профессора Рассадина еще будут подвергнуты серьезному осмыслению. А сейчас он выражает самую искреннюю благодарность всем, кто помог ему и в организации раскопок, и непосредственно трудился на них: бывшему председателю райисполкома Б.К. Пирштуку, заместителю председателя райисполкома С.В. Меркулову, начальнику отдела идеологии райисполкома К.В. Петровскому, начальнику отдела культуры Е.Н. Половец, начальнику отдела образования Л.Ф. Величко, директору картинной галереи И.Г. Котлярову, учителям и ученикам школ №№ 2, 5, 10, воспитанникам СГПТУ-50 и учащимся индустриального колледжа, всем мальчишкам и девчонкам, мужчинам и женщинам, пришедшим на раскопки из любопытства и так и оставшихся там до конца сезона.
После пресс-конференции я задал профессору Рассадину ещё несколько вопросов.
— Сергей Евгеньевич, для чего человеку нужно изучать историю и делать археологические раскопки?
— Потому что это лучше, чем пить пиво и лежать на диване. Ну, а если серьезно, этот вопрос я задавал себе неоднократно, но окончательного ответа не нашел. Зачем Колумб, который неплохо жил в своей прекрасной Италии, искал Китай? Он же вернулся в кандалах, поскольку не смог отчитаться по договорам. Зачем нам изучать прошлое? Может быть, для того, чтобы знать своих предков? Человек тем и отличается от животного, что знает о смерти, знает о прошлом. Ведь дар приобщения к вечности дан только одушевленному созданию, тому, кого Бог наделил душой. Наша земная жизнь конечна, и после нее нам предстоит встретиться с вечностью. Может быть, это дает нам основание с почтением относиться к тем, кого вечность уже давно коснулась своим крылом? Может быть, изучение материальных свидетельств их существования приоткроет перед нами незримую завесу смысла бытия? Как видите, я задаю гораздо больше вопросов, нежели отвечаю на них.
— Позволили ли раскопки ответить на какие-то конкретные вопросы?
— Да. Наличие во дворе Шатилы стеклянных чарок говорит о том, что он был человеком достаточно состоятельным, любил повеселиться, хорошо выпить. Вот этот гигантский рыболовный крючок свидетельствует о величине сомов, водившихся в Березине. Особой конструкции русская печь с глинобитным подом и рядом же находящийся глинобитный ток, лепные изразцы и орудия из металла рассказывают об определенном уровне развития материальной культуры и технологии, о том, что здесь жили люди, которые любили красоту, веселье и саму жизнь. То есть, они ни чем не отличались от нас.
— Ваши изыскания косвенно затронули и проблему бытия. Люди постоянно воюют. В прошлом году вы процитировали строку из отчета атамана Золотаренко московскому царю Алексею Михайловичу: «Все сожжено, все живые под меч пущены…» То есть все жители Казимира были жестоко убиты. В этом году вы обнаружили скелет пятнадцатилетней девочки, у которой мечом перерублен позвоночник. В той или иной мере эта история повторяется из столетия в столетие. Почему люди не хотят принять ошибки прошлых поколений и предпочитают вновь и вновь наступать на одни и те же грабли?
— В Библии есть замечательные слова о том, что сатана — есть враг рода человеческого и отец лжи. Он искушает людей. Они грешат вновь и вновь, не воспринимая ближнего, как брата своего, пытаются решить проблемы путем насилия, как во времена атамана Золотаренко. Уже в наше время, в 1941-1944 годах наши братья во Христе (по большому счету) — солдаты вермахта — такое вытворяли на этой земле, что достойно только ада. Все зло в том, что люди когда-то отступили от Бога, и сегодня мы пожинаем плоды тех страшных событий.
— Проводить археологические раскопки интересно?
— Да. Но это огромный физический и моральный груз. Особенно когда общее историческое прошлое становится не пунктом примирения, а предметом спекуляций, в том числе и политических. Это тяжкая ноша, когда историческое прошлое становится предметом решения мелких текущих интересов отдельных личностей. Это разочаровывает. Порой и не хочется работать, но нужно. Ведь лучше не под моросящим дождиком сидеть, а дома у телевизора или компьютера. Но я надеюсь, что доживу до того времени, когда будет установлен знак, типа «Здесь находится древний город Казимир» (почему в греческих Микенах такое возможно, а у нас нет?), и можно будет открыть дверь в восстановленную хату Романа Шатилы на Шатилинском острове. Когда школьники будут воспринимать живую, открывшуюся перед ними историю, как часть своего детства.